Джон Кракауэр. Эверест (В разреженом воздухе)

Да, я прочитала книгу :) На самом деле именно эту книгу я не то, чтобы хотела прочитать с 2009 года, но первый раз я узнала о событиях, которые в ней описываются и стала читать что-то на эту тему 8 лет назад. Ужас! Мне казалось, что это было года два назад - совсем недавно.
Итак, хронология. Не по часам, как в свежепрочитанной книге, но все же:
В июне 2009 года я читаю поразивший меня пост в ЖЖ "Смерть в горах". И первый раз в жизни вообще задумываюсь об Этом.
В сентябре того же года мы смотрим фильм "Смерть на Эвересте". Там описываются события мая 1996 года, когда за один месяц при восхождении на Эверест погибло 12 человек. Такого не было никогда в истории восхождений, события, которые происходили на склоне высочайшей в мире горы - ужасные и потрясающие.
Если совсем кратко: на Эверест одновременно поднимались несколько групп, две из них были "коммерческие" - когда люди платят деньги за то, что их "ведут" на гору. Руководителями обеих групп были опытные альпинисты, у каждого, помимо шерпов, было несколько помощников-проводников с прекрасной альпинисткой подготовкой. Клиенты таких групп платили (на 1996 год) до 65 тысяч долларов за восхождение. При этом никто не может гарантировать того, что ты за свои деньги все-таки "покоришь" Эверест. Известны случаи, когда людей разворачивали за 100 метров до вершины.
И вот в результате какого-то кошмарного стечения обстоятельств, погодных условий и по-моему в первую очередь человеческого фактора и произошла та трагедия.
Естественно, после спуска начали искать виноватых. И вот тут интрига. В одной из групп шел американский журналист, за которого заплатила редакция. Он и должен был написать после восхождения рекламную статью, а получилось, что писать ему пришлось про другое. После его статьи возникло еще больше вопросов, тем более, что он фактически "обвинял" в случившемся и руководителей обеих групп (они оба погибли!) и одного проводника второй группы - русского альпиниста Анатолия Букреева. При этом Букреев в нечеловеческих условиях спас троих человек, за что 6 декабря 1997 года Американский Альпийский Клуб наградил Букреева премией имени Дэвида Соулса, вручаемой альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни, а Сенат США предложил ему принять американское гражданство.
В какой-то момент Букрееву пришлось "оправдываться". В 1997 году (через год после событий) была опубликована книга Анатолия Букреева и Вестона ДеУолта «Восхождение» (англ. The Climb, 1997), "в которой Букреев изложил своё видение причин трагедии, в частности, назвав среди прочих неподготовленность обеих экспедиций и безрассудство их погибших руководителей, которые за большие деньги брали в горы слабо подготовленных и уже немолодых людей, мало подходящих для альпинизма."
События мая 1996 года изложены в нескольких произведениях, написанных участниками событий: «В разреженном воздухе» Джона Кракауэра, «Восхождение» Анатолия Букреева, «Оставленный умирать» Бека Уизерса и «Взбираясь ввысь» Лин Гаммельгаард. В 2008 году писатель Роберт Биркби написал биографию Скотта Фишера «Горное безумие».
Снято два фильма - в 19097 году экранизация книги Джона Кракаэура «Смерть на Эвересте», и в 2015 года «Эверест».
И вот за 6 часов в машине я как раз проглотила "Эверест" Кракауэра хотя Дима бухтел, что он все врет, и читать надо Букреева, но я считаю, что читать надо все подряд!
Книга очень ммммм.....ммммм... завораживающая. Там очень подробно описана жизнь экспедиции, процедура подготовки к восхождению. Эверест - самая высокая вершина Земли. Восхождение на высоту 8848 метров - огромная нагрузка для человеческого организма. Собственно основная подготовка - это акклиматизация, причем очень медленная и постепенная. На пути к вершине есть несколько базовых лагенерй, в которых люди адаптируются к новым условиям. Кто-то не может адаптироваться  и подняться выше 7000 метров.
"Порезы и царапины никак не заживали. У меня начисто пропал аппетит, и органы пищеварения, которым для усвоения пищи требовалось много кислорода, не справлялись и с тем немногим, что я умудрялся в себя засунуть, в результате чего мой организм в целях самосохранения стал поедать себя сам. Мои руки и ноги начинали постепенно и неуклонно усыхать, становясь похожими на палки".
Но самое главное - это, конечно, люди. Кракауэр подробно пишет про каждого участника своей группы, он шел в составе «Консультантов по приключениям» (Adventure Consultants). Руководителем группы был Роб Холл, дома его ждала беременная жена. Мотивация!!!! Что движет людьми, которые бросают все внизу и раз за разом идут в горы? В книге это очень хорошо показано. Кракауэр сам пишет, какие у него были проблемы с женой, после того, как она поняла, что он не может отказаться от походов в горы. Каждого из тех, кто пошел туда, кто-то ждал внизу.
Меня поразил кусочек про Дага Хансена, платного участника группы Холла. Он один воспитывал двух дочерей от первого брака. "Последние 17 лет он был в разводе. Он признался, что у него было много романов, но все женщины уходили от него, потому что уставали бороться с горами за его внимание.. За несколько недель до того, как отправится на Эверест, Даг...познакомился с одной женщиной и они полюбили друг-друга. Во время нашего пребывания в базовом лагере они активно обменивались факсами, потом вдруг она замолчала.
- Похоже, что она поумнела и "слила" меня, - с грустью говорил он. - Ну а что еще я мог ожидать? Ведь она такая красивая. А я-то надеялся, что смогу удержать ее.
Чуть позже... он подбежал к моей палатке, размахивая только что полученным факсом.
- К. пишет, что она переезжает поближе ко мне! - радостно воскликнул он. Так что наши отношения все-таки могут отказаться чем-то серьезным. Надо скорее покорить вершину и забыть про Эверест до того, как она передумает".
Почему люди делаю это???
"Чем более невероятна ситуация и чем выше требования, предъявляемые [к альпинисту], тем слаще эйфория после освобождения от всего этого напряжения. Потенциальная опасность служит только для обострения самоосознания и самоконтроля индивидуума. Возможно, это является логическим обоснованием всех рискованных видов спорта: вы намеренно повышаете планку напряжения и концентрации, чтобы очистить сознание от всего тривиального. Такие действия представляют собой модель жизни в уменьшенном масштабе, но с одной оговоркой: в отличие от вашей обыденной жизни, где ошибки, как правило, можно компенсировать или исправить путем компромиссных решений, эти ваши действия, пусть даже на краткий миг, балансируют на грани жизни и смерти" А. Альварес "Свирепый Бог. Исследование самоубийства"
И самый страшный момент - это когда люди проходят мимо других умирающих людей, чтобы достичь вершины Эвереста.
"11 мая, в 1 час 45 минут ночи, приблизительно в то же время, когда Анатолий Букреев лихорадочно обыскивал Южную седловину в поисках Сэнди Питтман, Шарлотты Фокс и Тима Мэдсена, два японских альпиниста в сопровождении трех шерпов вышли на штурм вершины. Они начали штурм из того же высотного лагеря на Северо-восточном гребне, что и ладакхцы; ураганный ветер не изменил их планов. В 6 часов утра, когда японцы оказались у крутого скального выступа, именуемого Первой ступенью, двадцатиоднолетний Иисуке Сигекава и тридцатишестилетний Хироси Ханада, обернувшись назад, увидели одного из ладакхцев-альпинистов, возможно Пелджора, лежащего в снегу, ужасно обмороженного, но все еще живого, после ночи, проведенной без укрытия и кислородной поддержки. Он едва слышно стонал. Посчитав, что остановка и оказание помощи подвергнут опасности их восхождение, японцы продолжили свое продвижение к вершине.
... Прямо наверху Второй ступени они наткнулись на двух других ладакхцев, Сманлу и Морапа. Позже, сразу после восхождения японцев, британский журналист Ричард Коупер взял интервью у Ханады и Сигекавы на высоте 6400 метров. Согласно статье, опубликованной им в «Financial Times», один из ладакхцев был «явно близок к смерти, второй сидел на корточках в снегу. Не было сказано ни слова. Не было предложено ни воды, ни еды, ни кислорода. Японцы пошли дальше и через 50 метров остановились, чтобы отдохнуть и сменить кислородные баллоны».
Ханада сказал Коуперу: «Мы их не знали. Нет, мы не дали им воды. Мы не говорили с ними. Они были сильно поражены горной болезнью. Было видно, что их жизнь в опасности».
Сигекава объяснял: «Мы были слишком уставшими, чтобы помогать. Высота больше 8000 метров — это не то место, где люди могут позволить себе этичные поступки».
Вот так вот! Теперь надо скачать Букреева и прочитать то же самое, но с другой стороны. Кракауэра, кстати, многие осуждали и за его собственное поведение во время событий, и за его субъективную оценку. Ну... он так видит, и он успел написать статью и книгу первым. Мы с Димой тоже про это говорили - что пусть даже в профессиональном сообществе (альпинистов) Букреева считают героем, а Кракауэра освистали, но в сознании обывателей закрепляется всегда первая информация, тут извечная проблема репортажной журналистики - дать первым непроверенную информацию и пожинать лавры.
Книгу очень рекомендую, если вам нравится все такое.
Благодарю пресс-службу издательства "Эксмо" за предоставленный экземпляр книги Джон Кракауэр. Эверест. Кому и за что мстит гора? Эксмо, 2016.
Tags: Горы, Книги, я блогер

Posts from This Journal “Книги” Tag

• Простодурсен и Великий Марципановый праздник

Читаем мы все-таки потихоньку, вчера вот закончили вторую вещь в "Зимней" книге. Причем издали его как-то неудачно :( Не в "хронологическом" порядке,…

• Родя, мы с тобой!

"Все кругом" сходили на новую рок-оперу в Театр Мюзикла, мнения Расходятся! Мне было бы очень интересно посмотреть, честно скажу. Но я…

• Книги на Паровозии

Отдельно хотела показать книги Паровозии. Сейчас, на Рижском у них этого нет, к сожалению, та места немного. А вот на Павелецком, в музее Музее МЖД…

• Про скандинавскую литературу вообще

Вчера Ольга Дмитриевна первый раз в жизни узрела невиданное - замоченное белье в тазике. Ну ОК, наверное, видела и раньше, но не замечала просто. И…

• Неизвестная Барто. Всем левшам посвящается

Наткнулась совсем недавно на неизвестное мне ранее, совершенно людоедское стихотворение Барто. Вообще Агния Львовна написала много. Мы-то ее в…

• Дом Пашкова, Румянцевский зал

Второй раз в доме Пашкова, теперь уже официально, среди бела дня Приехала туда рано, к 9.30 уже была на месте Знаменитый Румянцевский зал,…