Волгоград. Панорама Сталинградской битвы

В Волгоград мы, на самом деле, ехали ради двух "пунктов" - Мамаева кургана и Панорамы. Огромный город, да, смотреть там много чего интересного, но на первый раз решили сразу вот так. И жилье удачно выбрали без ножей и вилок буквально в 15 минутах ходьбы от музея. Так что дошли до нее, Панорамы в первый же вечер, посмотрели на знаменитую мельницу Гергардта и фейковый фонтан "Краденое солнце"
А на следующее утро выдвинулись с девами. Все это - на самом берегу Волги. Можно было бы сказать, что здесь шли самые страшные бои... Но они шли по всему городу :(
И вот Она
Это здание музея было открыто в 1985 году. До войны, до 1941 года в Сталинграде конечно же работал "Музей обороны Царицына им. Сталина", Иосиф Виссарионович ту страницу своей биографии вельми почитал. Но то здание, "где в годы Гражданской войны находился штаб обороны Царицынского Совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов" в войну очень сильно пострадало, так что музей после войны построили новый - раз, потом, в связи с развенчанием культа личности переименовывали несколько раз - два, и вот к 40-ой годовщине Победы построили новое здание, центром которого и стала Панорама Сталинградской битвы. Но до нее еще надо дойти!
Перед музеем можно поводить танчики
200 рублей за 3 минуты - велком!
Дима среди нас главный танкист, но он проигнорировал, так что идем в музей
Залы музея расположены по кругу, начинается все 22 июня 1941 года
Совершенно душераздирающая экспозиция посвящена 23 августа 1942 года. Это день, когда немцы вошли в Сталинград, но перед этим "силы 4-го воздушного флота люфтваффе произвели самую долгую и разрушительную бомбардировку города. Немецкая авиация разрушила город, убила более 90 тысяч человек, уничтожила более половины жилого фонда довоенного Сталинграда, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Ситуация усугубилась тем, что после фугасных бомб германские бомбардировщики сбросили зажигательные бомбы. Образовался огромный огненный вихрь, который дотла сжёг центральную часть города и всех его жителей. Пожар перекинулся на остальные районы Сталинграда, так как большинство зданий в городе были построены из дерева или имели деревянные элементы. Температура во многих частях города, особенно в его центре, доходила до 1000 °С. Подобное потом повторится в Гамбурге, Дрездене и Токио." Я про эту бомбардировку не знала, или скорее, с детства счастливо себе позволила забыть, потому что "Сталинград" конечно же смотрела в детстве.
В музее работает интерактивная карта, на которой показывается, как бомбили город. И идет текст - воспоминание ребенка-свидетеля. "Тетя Лида сошла с ума от страха, очнулась только после войны. Я несколько дней ничего не слышала, очень болели ушки". Очень страшно :(
Ну а потом - тяжелейшие бои в городе и вокруг
Войсковая операция "Уран"
Гуля Королева. Я книгу читала несколько раз, но почему-то была уверена, что она погибла в конце войны уже где-то чуть ли не в Польше! А в самой Панораме увидела ее изображение, прочитала и специально вернулась в зал музея. Вот нашла
И самое сердце музея - Панорама Сталинградской битвы
"Панораму было решено включить в состав нового музея «Сталинградская битва», который должен был разместиться на месте трамвайного кольца, рядом с двумя зданиями — очевидцами Сталинградской битвы: Домом Павлова и руинами Мельницы Гергардта.
Проект здания был выполнен сотрудниками института «Волгоградгражданпроект». Ротонда имеет форму гиперболоида вращения, выполнена из предварительно напряжённого бетона и облицована белым известняком.
Новое полотно панорамы было создано художниками Студии имени М. Б. Грекова. Консультировала грековцев группа военных — Маршалы Советского Союза В. И. Чуйков, А. И. Ерёменко, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов. В 1961 году художники подготовили эскиз панорамы размером в 1/3 натуральной величины. Перенос изображения с предварительного рисунка на панорамный холст и работы по созданию предметного плана длились с лета 1980 до весны 1982 года. Панорама площадью в 2000 м² стала самым крупным живописным полотном России, одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остаётся единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны
."
Под купол тоже можно подняться
А мы идем по кругу, смотрим все фрагменты
Центральная переправа через Волгу была примерно там, где мы сейчас находимся, вон и мельница, вернее то, что от нее осталось. К каждому "кусочку" можно посмотреть подробное описание, все объекты, изображенные на фрагменте панорамы
Захват аэродрома на станции Тацинская
и как писали Панораму
Сдача в плен генерала Паулюса
Очень сильный музей. Рядом, на улице, военная техника
И не только. Какой-то внезапно кусок разрухи, часть лестниц - спуск к Волге, разрушены, огорожено, куски арматуры 0_0
Вопрос к местным жителям! almakedonskij- чего у вас там вообще такое творится? 0_0
Все дома, конечно, послевоенные. И каждый кусочек здесь напоминает о битве
Единственное сохранившееся здание центральной части Сталинграда. Уже при света дня и видно, что фонтан "новый"
Мы то заходили с Волги, а со стороны Советской улицы - парадная часть
И тут же, напротив, Дом Павлова
В общем, это даже не "то, что от него осталось", а то, что построили после войны.
А потом мы сели в метротрам и поехали на Мамаев курган.