Албания! Да-да-да, мы там были, честно-честно!

Хотя если бы кто мне сказал еще 3 недели назад об этом я бы ни за что не поверила :)))
Но! Сейчас народ из Черногории активно возят туда на экскурсии, хотя, как мы поняли, в Албанию легко попастть самостоятельно, примерно, как в Турцию :) Там вообще, все как в Турции, по крайней мере мне так показалось, очень похоже на Стамбул, хотя сами они категорически отрицают и доказывают, что 500 лет татаро-монгольского турецкого ига нифига не значат!
Карочи, по порядку!Еще когда нас везли из аэропорта, пакетный ОлегТМ соловьем разливался про "ихние" экскурсии.  Мы то лопухи - первый раз и все такое. И что в таком овощном отпуске тоже возят на экскурии, как-то даже не подумали. Но Олег свой хлеб ест не зря! И хотя да, он сказал, что у других контор туры покупать не надо, а то завезут и бросят, но экскурсоводы у них, правда, хорошие :) И экскурсии тоже. Поэтому мы послушали, подумали и решили в Албанию ехать точно, потому что когда же еще!
В Албанию везут на целый день, потому что из Будвы, например, это опять фигачить через всю страну по побережью. Мы выехали в 6 утра, до 7, наверное, подбирали народ по разным отелям и в 9.30 уже прошли границу. Но штампиков ценных у нас нет :( Потому что агентство заранее оформляет список, по нему и пропускают целый автобус. Туда у нас собирали паспорта, а обратно даже и этого делать не стали.
Албанцы стали пускать к себе по такой упрощенной схеме совсем недавно. Сначала первыми русских, потом - украинцев и  граждан Казахстана. Как нам сказала наш экскурсовод, когда она спросила у своего знакомого какого-то таможенно-пограничного военачальника, будут ли пускать сябров, тот бровями ей пояснил, что никогда и ни за что! Потому что после 40-летнего правления Энвера Ходжа, они к диктаторам как-то не очень.
Про Ходжа (и экскурсовода) - интересно. Ну еще раз - да, экскурсоводы хорошие. Мы были с тетенькой целый день и почти весь день она говорила-рассказывала что-то интересное. Все дорогу по Черногории, по Албании. Тетенька, надо сказать, непростая. Возраст за 60, по русски говорит отлично, но все-таки с каким-то акцентом. Когда я не выдержала и уже спросила ее, откуда она и вообще, очень технично ушла от ответа. Про Ходжа говорила очень уважительно. Но честно конечно - что были репрессии, что был железный занавес, но примерно так: огромная любовь и огромный страх за свой маленький народ заставил его опустить железный занавес. Вот вроде и плохо, но на самом деле от любви.
Да. От любви по всей территории страны было построено 700 000 (семьсот тысяч) вот таких бункеров. На 2 млн. человек. Нормальный такой бункер на каждую семью.

Для защиты албанского народа от иноземных захватчиков. Зрелище, конечно, феерическое. Едшь по деревне и в каждом огороде - бункер. Просто рядами. Как их выковыривать - не очень понятно, народ ипользует, как погреба, вестимо. В Тиране рисуют рекламу. Этот - на пограничном переходе.

Нас туда довезли, выпустили уже после границы попить кофе и настойчиво рассказывали, куда и какие сувениры идти покупать :) Кофе там вкусный. А сладости - как у турков :)
Граница у Черногории с Албанией проходит по Скадарскому озеру. Озеро огроменное. И первый большой город в Албании с той стороны - Шкодер.
А рядом с городом на горе стоит крепость Розафа.

Хотя холм выглядит устрашающе, на него поднялись все овцы туристы.

Тетенька наша не пошла, внизу мы подобрали тру-албанского экскурсовода невероятной красоты и прекрасный Илия водил нас по крепости и по Шкодеру с Тираной.
Он рассказал красивую легенду про крепость.
Жила семья: отец, три сына, их жены и дети. И решили они построить замок для защиты своих земель. Днем они строили замок, а ночью кто-то разрушал его. Пошли они к колдуну, чтобы тот объяснил в чем дело и тот сказал им, что надо принести человеческую жертву – замуровать живьем в стене того, кто завтра принесет им обед на стройку. Тогда злой дух угомониться и замок будет стоять вечно.
Но средний и старший брат так любили своих жен, что не выдержали и рассказали им ночью о предсказании. А младший брат был идеалистом и ничего не сказал жене. Так что две старшие невестки отправили младшую нести обед мужчинам. Она принесла им обед и ей объявили предсказание. Тогда она сказала, что согласна, но просит замуровать ее так, чтобы оставить правую грудь – кормить младенца, правую руку – гладить ребенка по голове, и правую ногу – качать колыбель.
Ну, тут я просто зарыдала :( Ее звали Розафа и в честь нее назвали крепость.
Вот этот кусок стены на входе - самая старая часть крепости, где и была замурована Розафа.

Хнык-хнык! :(((

Крепость стоит в стратегическом месте, на слиянии двух больших рек - Буна и Дрини. Воды там кругом много!

Внизу, в селе - Свинцовая мечеть. Когда-то была облицована свинцовыми пластинами.

В крепости

Остатки минарета

Вообще крепость здоровая и втыкать там можно долго. Но! в чем беда экскурсий организованных - все бегом-бегом. Зато с текстами. Это я люблю. Поэтому ИМХО сначала можно бегом с экскурсоводом и быстро-быстро нащелкать, как японские турысты, а потом второй раз - медленно и вдумчиво с бутербродами и пледиком. Поэтому мы везде и ездим по два-три раза :))))
А потом нас опять загрузили в автобус и повезли в Шкодер.