Сейчас ансамбль Университета - целый квартал в Старом Вильнюсе, между улицами Пилес, Университетской, Св.Иоанна (Шв.Йона) и Скапо. 13 двориков, 12 зданий, громадный собор Св.Иоаннов с колокольней, бывшей когда-то самым высоким строением в Вильно - все это может осмотреть любой турист.Входить надо с угла Пилес и Шв.Йоно. Года 3 назад мы хотели "просто посмотреть собор" и столкнулись с тем, что вход туда платный, нам объяснили, что по билету можно ходить и смотреть много. Но тогда нам было не надо, мы попросились и нас бесплатно впустили в собор. А в этот раз мы шли целенаправленно, твердой походкой, смотреть все как следует. Когда объявили об этом МЧ на кассе, он с сомнением поглядел на нас: "Но вам это будет стоит 26 лит!!!! (260 рублей :)) Ребенок бесплатно!" Мы уверили его, что готовы понести такие жертвы и ломанулись внутрь.
Самый первый, Большой двор

Из него можно пройти в три других дворика, один из них - двор Обсерватории

Двор Матвея Казимира Сарбевия, названный так в честь польского поэта.

И вот как раз Центр литуанистики - то, что нужно увидеть обязательно

Небольшое помещение все полностью украшено фреской Пятраса Ряпшиса "Времена года", которую он создавал почти 10 лет, с 1976 по 1985.

Вот что сам автор говорит о помещении и о сюжете фрески: «Зал – низкий, коренастый, прямоугольный... Колона – исходная точка. Она – опора помещения, которая держит купол...
На колоне изображаю то, что для человека являлось самым важным: умножение урожая, сохранение стада. На парусных сводах – музыканты: летом играют на струнных, осенью – на духовых, зимой – на ударных, весной – на растительных инструментах (мифологическое разделение). Вверху – божества, имеющие отношение к небесной сфере. В арках – танцы и игры... На стенах – календарные праздники... Изображения ориентированы по сторонам света: весна – на востоке. Горизонт волнистый, идёт по всему параметру, в нужном месте превращаясь в гору или равнину. Для фигур важен масштаб. Маленькое помещение – маленькие фигуры. Они нагие, так как костюм указывал бы на тот или иной исторический период... Фигуры плоские. Для меня важно, чтобы они выглядели как знак, как мишень в стрельбище: тогда образуется система знаков. Движения фигур играют ту же роль, что глаголы в языке. Обители – без стен. Изображаются полы, окна, двери и предметы, находящиеся внутри. Тогда ничто не заслоняет собой вид, сразу видно, что происходит в помещении и снаружи.
Все рисунки окон документальные (я опирался на Кристофа Харткноха, Матвея Преториуса, Теодора Лепнера, Эдуарда Гизевиуса) – мне была нужна историческая достоверность... В северном окне – шесть образцов литовской архитектуры... В восточном (великом) окне – восемь картин, на которых изображены пруссы. В каждом – фрагмент текста о литовском языке Симонаса Даукантаса. В окошке фойе – шесть картин, изображающих костюмы литовцев, малолитовцев и пруссов.

Мемориальная доска (рельеф) посвящается сгинувшим балтийским племенам. Медь покрыта латунью.

Во всю длину доски изображена женщина. На её теле – мальчик (поза взята из могилы, раскопанной археологами).

Возле фигуры расставлены вещи. По левую сторону – принадлежащие мужчине, по правую – женщине. На фигуре – текст. То, что сохранилось и дошло до нас: людские имена, гидронимы, названия местностей. Наверху – слова восточной голяди, внизу – пруссов. Это в своём роде карта. Фигура лежит головой к великому (восточному) окну. Так воспроизведён ритуал захоронения. Так как я располагал конкретным историческим материалом, был не подвластен влияниям. Материал не давал мне метаться из стороны в сторону.» Ссылка и там вообще все комменты дивно как хороши.
Что страшного может быть на филфаке, бггг.

Варвара с умным видом ходила и приговаривала - вот это, наверное, зима!


Кафедра балтийской филологии, доооо!

Находиться там тоже можно очень долго. Только очень страшно. Но завораживающе. После этого выходишь на улицу - и собор Св.Иоаннов воспринимается как светочь разума и науки. А он, в общем-то такой и есть :) В каком еще соборе установлены памятники преподавателям Университета, поэтам и художникам?
Вот, например, памятник к 100-летию со дня рождения Адама Мицкевича.

А скамьи для ректоров стоят впереди скамей для сенаторов :)

А в одной из капелл сказочной красоты еще и устроена выставка "Богословская книга в Вильнюсском Униерситете"

Самый большой в Литве орган

А потом мы вышли из собора, посадили Ольгу в переноску и пошли на колокольню, смотреть на Вильнюс с высоты :)
Пост со ссылками на все дни отпуска
Journal information