Так что пришлось по набережнойпочти бегом - мимо гигантского Журава
Внимание - под ним стоит моделька и видимо через ворота надо дотянуться до мешков хоть кончиком пальца - на богатство?
Варвара честно пыталась :)
мимо лавок с янтарем и прилавков с музыкальными "позитивками"-шкатулками :))
мимо крана, с которого скидывали привязанных за ноги людей
но тут даже остановились посмотреть минут на 10 - зрелище чужого идиотизма всегда завораживает :))
И даже мимо дома
в котором родился Фаренгейт!!!! *не забываем, не забываем про немецкий Данциг*
к машине. По дороге еще прекрасная иллюстрация о вреде пьянства. Варвара очень впечатлилась меркантильными мыслями дамы.
Последний взгляд за спину на остров
мимо Св.Петра и Павла
*опасносте!!!!*
- на улицу майора Генриха Сухарского, чтобы доехать уже до Вестерплатте.
***
Вестерплатте - самая северная точка Гданьска, полуостров в устье Мертвой Вислы при впадении ее в Балтийское море.
Естественно, в таком месте всегда размещался гарнизон для охраны города и реки. Первый домик охраны, еще деревянный, был построен тут при тевтонах, но его успешно сожгли гуситы, которые из своей Богемии дошли аж до сюда в 1433 году.
Потом крепость-форт строили и сжигали, строили и сжигали, и так пять или шесть раз. В 1945 году Вейксельмюнде - древний кирпичный форт классических пропорций (4 луча-бастиона, канал вокруг, все дела), как и весь город, был практически уничтожен.
Сейчас - музей, а заодно место зимовки гигантской колонии летучих мышей.
Мышей в августе мы не видели. И вообще, мы приехали туда уже к закрытию :(
Дядечка нас еще впустил, но ходить уже никуда не дал, просто постояли и поговорили с ним минут 5.
***
А если доехать до большой стоянки на самом конце полуострова Вестерплатте, то можно увидеть грандиозный памятник и мемориальный комплекс на месте, где началась Вторая Мировая война.
После I мировой войны немецкий Данциг внезапно опять превратился в пока еще не польский, но все-таки Вольный Город Гданьск. При этом территория Гданьска вошла в польское таможенное пространство. В 1924 года поляки построили на полуострове Вестерплатте небольшой транзитный военный склада и разместили там гарнизон охраны.
Всего через 15 лет именно претензии Германии на Гданьск (учим историю!!!! учим, я сказала) стали основным поводом для начала польской кампании, а значит и всей войны.
1 сентября 1939 года немцы объявили о включении Данцига в состав Рейха и приступили к ликвидации всех польских институтов на его территории. Главными из них были польское почтовое ведомство и Военно-транзитный склад, которые явились первыми целями немецкого наступления во Второй мировой войне. По ссылке - хорошая статья на Викепедии, особенно живо мне почему-то отзываются абзацы о "вежливых людях" в эсесовской форме, которых постепенно перебрасывали в Гданьск, начиная с 1938 года.
Из Википедии: "25 августа 1939 года в Гданьскую бухту с «дружеским визитом» вошел германский учебный линкор «Шлезвиг-Гольштейн». Официальной причиной прибытия линкора являлось 25-летие гибели здесь одного из германских судов в Первой мировой войне. В действительности линкор представлял собой плавучую батарею для атаки польского Побережья, на его борту находилась штурмовая рота морских пехотинцев (Marinesturmkompanie) численностью 500 человек. Поскольку первоначальная дата вторжения в Польшу была установлена 26 августа, то уже на следующий день линкор должен был открыть огонь по Вестерплатте. Дату, однако, перенесли. Так что пребывание «Шлезвига» немного затянулось. На рассвете 1 сентября линкор продвинулся вглубь портового канала до т. н. «Поворота Пяти свистков» у Нового Порта. В 4:30 германский учебный броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» был приведён в состояние боевой готовности одиночным выстрелом из пистолета, в 4:45 начал обстрел Вестерплатте." Началась II Мировая война.
Гарнизон Вестерплатте держался 7 дней!!
За неделю потери защитников Вестерплатте составили 16 человек убитыми (8 из них погибли в КП № 5 от прямого попадания авиабомбы) и 50 ранеными, немцы потеряли около 400 солдат убитыми и ранеными (убитые составили около половины). 7 сентября гарнизон капитулировал. Командир гарнизона, Хенрик Сухарский (в честь него и названа улица, идущая на Вестерплатте) получил право ношения в плену своей офицерской сабли. Только радиотелефонист сержант Казимеж Расинский так и не покинул казармы на Епископской Горке. Он был единственным, кто знал все шифры и коды, уничтоженные ранее по приказу майора Сухарского. 12 сентября за отказ передать их немцам, сержант был расстрелян.
***
Пост со ссылками на все дни отпуска
Journal information