Оригинал взят у

Вчера случилась печальная дата: электричка между станциями Угловка и Окуловка главного хода ОЖД прошла в последний раз. Разорвана знаменитая волна между Москвой и Питером, существовавшая несколько десятков лет. Кто только ею ни пользовался: хиппи, рокеры, автостопщики, неформалы самых разнообразных толков, ролевики-толкиенисты, вольные путешественники, гильдеры и пласовцы. Помню, на рубеже 80-90-х, на заре развала, когда не было ни денег, ни еды (и, если кто помнит - номер 200 ручкой на ладони в очереди за синей курицей или колбасой из бумаги почитался за большое счастье), а Дорога звать не переставала, я воспользовался этой волной для поездки в Питер. Выехал, правда, не утренней электричкой, а предыдущей вечерней, с ночевкой в Твери. Про уникальную связку в 1:20 через Волочок я тогда не знал, поэтому путешествие несколько затянулось. Саму поездку помню уже плохо. На всю дорогу у меня было единственное яблоко, которое мы в ожидании очередной собаки разделили с тощенькой лошадкой у ныне уже разрушенного вокзала в Окуловке. К вечеру я был в культурной столице. Город в то время выглядел абсолютно достоевским: пыльно, серые люди, серые облупившиеся дворцы, не лишенные помпезности, но визуально движущиеся к концу, унылое метро, тяжелая темная Нева. Сутки я зачарованно бродил по городу, впитывая его другую реальность, после чего отправился назад, увозя с собой поразившие меня ощущения, радикально отличавшиеся от московских: пустые длинные широкие прямые проспекты, разбитые трамвайные рельсы, невероятное множество мостов и лабиринт каналов, атланты, колонны, Дом книги и Спас на Крови, суровое низкое небо, стальные волны Финского залива и строгие квадраты Пискаревки. Воистину иногда один день, проведенный в путешествии, дает больше, чем годы жизни на одном месте. Не будь волны - кто знает, как сложилась бы моя жизнь.
С 1 февраля отменяется фантастическое количество пригородных поездов (Саша Фетисов написал прекрасный пост на эту тему). Это не просто сокращение объемов движения, многие линии лишаются пригородного движения, а некоторые, например, Козельск - Белев теряют сообщение полностью. Полностью убит пригород в Вологодской области, в других местах некоторые населенные пункты лишились любого сообщения с внешним миром. Подобное, но в гораздо меньших объемах, произошло в начале 2000-х - по понятным причинам. Нынешняя ситуация не спровоцирована экономическими причинами, а только лишь ошибками в сфере управления. Такого мощного развала не было во время войны - все линии, не затронутые линией фронта, продолжали функционировать. В Европе пригород сохраняется до последнего, даже когда экономические предпосылки для его работы становятся непрозрачны (например, с уменьшением населения). Поразительно, во Вьетнаме 73-го года, уже после вывода американских войск, юг, поднапрягшись, восстановил движение по береговой линии Хюе - Дананг. Война продолжалась, поезд шел по берегу, а ближайшие холмы контролировались вьетконгом. На этом фоне удивительным выглядит развал пригорода в одной из крупнейших и развивающихся экономик мира, в стране с распадающейся транспортной связностью, с ужасными дорогами и суммарным авиапарком меньше, чем содержат одна-две крупных американских авиакомпании. Помянем, в общем.
Journal information