Женщина-Апрель (glukovarenik) wrote,
Женщина-Апрель
glukovarenik

Categories:
В Симонов монастырь мы собирались давно :) По крайней мере бумажки из Интернета у меня распечатаны были лет 7 назад! Каждый раз, оказываясь на Автозаводской, тоскливо посматривала в сторону старинных башен и бежала дальше по своим делам. А тут Д.А., несколько раз проезжая с работы по набережной, высмотрел его с другой стороны Москва-реки и сказал "Хачу!"
"Симонов монастырь (сохранившиеся постройки находятся по Восточной улице, N 4).
Немногим известно, что на юго-востоке Москвы существовали бок о бок два Симонова монастыря - старый и новый. От старого Симонова осталась лишь одна церковь, ставшая приходской, а от нового, несмотря на все бесчинства коммунистов, часть стен и несколько монастырских зданий.

Откуда возникло название этой местности - Симоново? Возможно, оно объясняется тем, что тут большие земельные владения имела семья Ховриных-Головиных, щедро жертвовавшая на монастырь, а один из представителей этой семьи стал монахом под именем Симон, и от него и стало называться это место.Как и многие другие монастыри, Симонов связан с деятельностью преподобного Сергия Радонежского. Основал монастырь его племянник Федор, он получил благословение митрополита, нашел удобное место, и сам Сергий тогда "...притек обозреть ето место и нашедши его удобным для иноческого жития, благословил начало обители". Обычно датой основания считается 1370 г., но в Пискаревском летописце под 6871 годом от сотворения мира, т. е. в 1362/1363 г., сообщалось, что Сергий тогда благословил Федора "поставит монастырь на Москве, зовомое от древних Симоново на реке на Москве".
Выбранное место действительно было удобным - сравнительно далеко от города, близко вода, рядом лес и широкие луга на высоком и уже тогда, вероятно, обжигом красивом месте (еще в завещании 1358 г. великого князя Ивана Ивановича упоминалась в этих местах церковь Богородицы на Крутицах). Поставили ограду, срубили кельи, выстроили церковь, освятив ее в память Рождества Богородицы, и зажила новая обитель своей тихой жизнью. Однако она не была совсем отгорожена от жизни, ведь сам Сергий активно участвовал в политической борьбе, поддерживая московских князей, и, надо думать, также поступали и его ученики и последователи. Игумен Симонова монастыря Федор был духовником Дмитрия Донского, крестил его сына и выполнял важные дипломатические поручения князя.
В монастыре были похоронены монахи Пересвет и Ослябя, которых благословил Сергий Радонежский идти вместе с войском Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Оба погибли в Куликовской битве, тела их привезли к Москве и похоронили в монастырской Рождественской церкви.
Через девять лет после основания монастыря по каким-то причинам заложили новый совсем недалеко, "яко дважды стрелить", чуть севернее старого. Главными благотворителями монастыря были богачи Ховрины: "Григорей Ховра да жена его Агрепена начало учинили Симонову монастырю и церковь каменную болшую они воздвигли"; в новом Симонове монастыре заложили тогда каменный Успенский собор, оконченный в 1405 г. В новом Симоновом монастыре подвизался инок Кирилл, но не выдержав "народной молвы и докуки", ушел оттуда в старый монастырь, а из него вместе с иноком Ферапонтом удалился на север, где они основали ставшие известными монастыри - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.
А в местности Симоново так и стояли рядом два монастыря, один новый, а другой старый, называвшийся "Рождественским, что на Лисьином пруде". В нем в 1509 г. вместо деревянной церкви выстроили новую каменную, ставшую приходской после упразднения монастыря в XVI в . С того времени в Симонове остался единственный монастырь, в котором примерно тогда же началось каменное строительство, продолжавшееся в течение трех столетий: он вскоре стал одним из самых богатых в России.
К концу XV в . выстроили каменную ограду, замененную в XVII в . высокими стенами с огромными башнями - монастырь превратился в первоклассную крепость. Из ее построек особенно интересна оставшаяся невредимой при разрушении монастыря угловая башня "Дуло" - многогранная, с накладными лопатками, с рядами бойниц и шатровым завершением. Эта башня служила образцом для неоднократных подражаний при строительстве крепостных сооружений. Возможно, что строителем стен Симонова монастыря был сам городовых дел мастер Федор Конь.

Из-за стен возвышался пятиглавый Успенский собор. Как выяснилось при поспешном осмотре собора перед его сносом, он был капитально перестроен в середине XVI в ., но при этой перестройке зодчие бережно сохранили его первоначальный вид.

В 1485 г. построили "келарский" корпус - двухэтажное здание у южного участка стены, бывшее старой трапезной. Оно - одно из самых старых зданий не только самого монастыря, но и вообще Москвы.

Крупное строительство происходило и в следующем столетии - тогда не только перестраивали главный собор, но и выстроили в 1593 г. над западными воротами церковь в память успешного отражения нападения крымских орд под главенством хана Казы-Гирея, освященную в честь Спаса Преображения. Следующий строительный период относится к XVII в . и особенно ко второй половине столетия. Над восточными воротами в 1623 г. воздвигли Знаменскую церковь, а у противоположных западных ворот - казначейские кельи, в 1677 - 1683 гг . выстроили одно из самых замечательных произведений русского зодчества - здание трапезной палаты (зодчие Парфен Петров и Осип Старцев), перекрытую огромным - 13х22 м - сводом, к которой пристроили в 1680 г. с запада жилые палаты для царя Федора Алексеевича, любившего бывать в этом монастыре и даже подолгу жившего в нем. При трапезной, как полагалось, находилась церковь, выстроенная в 1677 г. и посвященная иконе Тихвинской Божьей Матери.
Во второй половине XVII в . вдоль южной стены недалеко от трапезной построили и хозяйственный корпус, который назывался "солодежной" или "сушилом".

Но на этом строительная деятельность, отнюдь, не остановилась - в XIX в . она продолжалась с неменьшим размахом. Архитектор К. А. Тон в 1835-1839 гг . строит огромную, высотой 44 сажени, колокольню . Строительство стало возможным после пожертвования купца И. И. Игнатьева, оставившего 400 тысяч рублей на колокольню и церковь в ней во имя Иоанна, Павла и Александра Константинопольских.
В результате нескольких сотен лет построек и перестроек на высоком берегу Москвы-реки, на виду у всего города возник величественный ансамбль.
С приходом коммунистов к власти его стали разрушать. Правда , сначала там устроили небольшой музей и даже напечатали неплохой путеводитель по монастырю, но продолжалось все это недолго. На монастырь нацелились всерьез и задумали выстроить именно на месте монастыря рабочий клуб.
На основании изучения архивных документов историю разрушения Симонова монастыря изложил на страницах "Московского журнала" историк В . Ф. Козлов: "Мучительно погибал древний Симонов, служивший украшением Первопрестольной... Хорошо сознавая, что творят, партийные поводыри - партийные и советские вожди - умело настроили против монастыря рабочих крупнейших заводов - АМО, Динамо, Паростроя, Трубосоединения, и вскоре тысячи жителей Ленинской слободы действительно поверили в то, что нужно лишь уничтожить монастырь и обещанный рай узрят они прямо из окошек их убогих жилищ".
Разрушение началось в шестую годовщину со дня смерти Ленина: под Успенский собор заложили взрывчатку, и вместо одного из прекрасных творений человеческого гения осталась лишь огромная куча кирпича.
На месте монастыря заложили здание клуба, и архитектурная общественность так отметила это событие: "...это был не только красочный эпизод из истории реконструкции Москвы. Снос Симонова монастыря и закладка крупнейшего в Москве Дворца культуры - знаменательное событие в истории русской архитектуры... Москва обогатилась новым значительным культурным сооружением". Объявили конкурс на строительство нового рабочего клуба, который никому не дал явного преимущества, и тогда обратились к братьям Весниным, взявшимся свести воедино все рациональное из лучших проектов и выстроить этот, как тогда говорили, "культурный Днепрострой". По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк, с комплексом "дворца культуры", состоящим из трех отдельно стоящих сооружений - кино-клуба, театра на 4000 мест и спорткорпуса. Удалось построить только клуб, который К. Г. Паустовский в корреспонденции, опубликованной в газете " Правда " в ноябре 1933 г., сравнивал с глыбой горного хрусталя, который"... сверкал радиусами белого света и раздвигал ночь, - ночи приходилось прятаться в глухие башни Симонова монастыря, покрытые черными лишаями".
Монастырское кладбище было также уничтожено, только из немногих могил извлекли их обитателей - Д. В. Веневитинова, С. Т. Аксакова - и перенесли на Новодевичье кладбище. О надругательствах, творившихся на кладбище Симонова монастыря, писал В. Солоухин в своих "Письмах из Русского музея".

В Симоновом были похоронены князь Симеон Бекбулатович, последние годы которого были проведены в монастыре, младший сын Дмитрия Донского Константин, Мстиславские, Урусовы, Юсуповы, Сулешевы, Бутурлины, Татищевы, Новосильцовы, Нарышкины, Шаховские, Вадбольские, граф Федор Алексеевич Головин и его сын адмирал Николай Федорович, дядя А. С. Пушкина Николай Львович, писатель, автор описания Симонова монастыря В. В. Пассек, композитор А. А. Алябьев, типограф С. И. Селивановский, известный коллекционер А. П. Бахрушин и еще многие другие.
Но к счастью, до конца древний монастырь не был разрушен, и теперь, войдя на территорию бывшего монастыря, еще можно увидеть прямо перед входом живописное здание трапезной, служебные постройки и за ними большое здание "сушила". Осталась также часть монастырских стен с одним из лучших образцов крепостного строительства - башней "Дуло", а также "Солевой" (или "Вылазной") в углу южной части, и "Кузнечной" - промежуточной башни в южном прясле.
Приходская Рождественская церковь, "что в старом Симонове", сохранилась буквально чудом. К ней можно пройти через парк, находящийся слева от монастырских стен, и далее по длинному закрытому переходу по заводской территории.
 
Церковь долгие годы находилась на территории соседнего завода, который поставил в ней компрессоры, один из которых стоял как раз на могиле иноков-героев Пересвета и Осляби. Только после длительных усилий общественности удалось вывести оттуда компрессоры, начать реставрацию церкви, в которой ныне происходят религиозные службы. В трапезной 17 июля 1988 г. открыли мраморный памятник героям Куликовской битвы Пересвету и Ослябе работы скульптора В. М. Клыкова.
"
Романюк С.К. По землям московских сел и слобод.

На территории монастыря работает отряд добровольцев. Молодые девицы и ребята копают, строят, убираются. Памятника на самом деле нет. Тетушка в храме сказала, что "в проекте, есть только закладочный камень". Могила Пересвета и Осляби "восстановлена" (хотя как можно восстановить могилу, я не очень понимаю :( ) Рядом с храмом стоит клетка с двумя прекрасными белками, которые жрут орехи и шиповник и процветают.

Еще много фотографий тут.

Несколько ссылок (но там почти все одинаковое)
http://sobory.ru/article/index.html?object=3108

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

http://www.upr-juzhnoportovaja.ru/his1_3.html

http://www.msk-guide.ru/page_160.htm
Tags: Москва, Путешествия, Фото
Subscribe
promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 18
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments