На спектакле, но очень... очень необычном. И мне тоже очень понравилось, как это было. Ну а ЧТО там было....
Спектакль Победа.doc - премьера в цикле "Вехи великой Победы". Его поставили специально для показа военнослужащим, юнармейцам и учащимся кадетских корпусов. Премьера его состоится уже совсем скоро, ведь в этом месяце, 22 числа, мы каждый год, снова и снова вспоминаем день, когда для советских людей началась Великая Отечественная война.
5:30 утра 22 июня 1941 г.
Германский посол Шулленбург зачитывает советскому правительству ноту, переданную телеграммой из Берлина: "Ввиду нетерпимой далее угрозы, создавшейся для германской восточной границы вследствие массированной концентрации и подготовки всех вооруженных сил Красной Армии, Германское правительство считает себя вынужденным немедленно принять военные контрмеры"
Мы, зрители, сидим здесь же "на сцене", по периметру кабинета Сталина. Первые участники спектакля проходят совсем рядом, обращаются к нам, караульный проверяет фамилии по списку перед входом в зал
Список , да. Список это важно. Одно из главных "действующих лиц" спектакля - журнал регистрации постетителей кабинета Сталина. Режиссер спектакля Игорь Афанасьев говорит - театральная реконструкция полностью подчинена истории, никакой вариативности и ни одного слова, не согласованного с консультантом в «Победа.doc» вы не услышите...
Все четко и строго, есть документы, есть поминутная фиксация событий того дня и других, все можно представить и показать.
Но этот спектакль не обычный, здесь не будет нудного пересказа учебников истории. Действие из кабинета Сталина, после встречи с военачальниками и членами правительств, выходит на улицы Москвы, мы видим перед собой простых москвичей 41-го года, слышим их голоса.
Совершенно прекрасная Певица Анны Воропаевой рассказывает про жуткий октябрь 41-го, когда в Москве шел "черный снег". Это жгли документы, жгли по всем учреждениям Москвы, готовились к эвакуации.
Самый страшный день 16 октября 1941 года, единственный день, когда не работал Московский метрополитен, спасение и убежище тысяч москвичей. Его готовили к затоплению, но к счастью этот приказ был отменен. В метро шли заседания Моссовета, работали школы, библиотеки, рождались дети. Вагоны, стоящие на станциях - самое привелигированное место, в них на сидениях ночуют только женщины с маленькими детьми. Все остальные спят на станциях, в туннелях.
А автобус в это время везет зрителей в следующее место действия - кабинет Г.К. Жукова в здании Генерального Штаба на Знаменке
Здесь будет происходить второй акт спектакля - оборона Москвы
Маршалу Жукову докладывают оперативную обстановку. Пакет № 1, № 2, № 3. Сами зрители, получившие пакеты в автобусе, встают и докладывают по форме - сколько частей противника разбито, сколько наших попало в окружение. "Полное включение зрителей в творческий процесс"
Полчаса здесь, и снова в путь. Теперь с нами едет военный почтальон Захар Ярослава Бережнова. Прекрасная игра актера - буквально "на коленке", в автобусе, пробирающемся по московским пробкам. Несколько писем с фронта, но как он их читает. Просто до слез. Ему весь автобус аплодировал от души.
Третья локация - бункер Сталина в Измайлово. И время уже изменилось, прошло несколько лет, и победа совсем-совсем близко! Дирижер Ивана Гришенкова волнуется - товарищи, товарищи! Приготовьтесь, сейчас вам надо будет петь перед высокими гостями
Мы снова участники действа, мы в нем, сейчас мы будем петь Гимн Советского Союза. Слова раздают (хотя я и так их помню). Оказывается, я знаю другой гимн. Честно скажу, тут я внутренне поежилась. Такой гимн я петь не хочу. Но.... из песни слова не выкинешь, так ведь? Не хочешь славить Великого Вождя, можно просто постоять молча, сейчас за это не донесут и не расстреляют.
Хорошо быть нигилистом в XXI веке, можно побубнить в уютной ЖЖшечке. А тогда, в 44-м, об этом никто не думает, люди радуются скорой победе, танцуют и ждут конца войны.
И снова мы в автобусе, едем обратно в центр Москвы.
К сожалению, из нашего расписания пришлось исключить последнее действие спектакля в «Зале Победы» Центрального музея Вооружённых сил. Москва образца 2018 года, да еще в пятницу вечером.... Все наши переезды вместо 3-х часов заняли 5, и это еще неплохо. Мне показалось, что такой спектакль надо играть вообще ночью, и переезд по ночному городу будет более быстрым и атмосферным. Не шумит за окном вот это наше все, не врывается в кокон спектакля, не мешает игре прекрасных актеров.
Но пока про ночь разговоров нет, курсантам ночью надо спать! Для них, главных зрителей, спектакли будут играть по субботам, все-таки с движением будет полегче
Так что из Измайлово мы приехали снова на Божедомку
И там - неформальное общение с режиссером спектакля Яной Стародуб-Афанасьевой. Она победитель международных драматургических конкурсов, в том числе «Литературная Вена», «Баденвайлер», «Евразия».
Какая основная задача спектакля, зачем эти выезды, локации в исторических кабинетах и музеях?
Яна гооврит, что хотела бы рассказать молодому поколению о том, что "великими жертвами, грандиозным трудом и мощными сражениями великого народа под руководством людей, бравших на себя ответственность за исторические решения, была достигнута эта Великая Победа"
«Мы надеемся, что театральный цикл «Вехи Великой Победы» поможет лучше понять исторические события 1941-1945 гг. и вглядеться в лица истинных героев, благодаря которым мы сегодня живем. За три с половиной часа, которые идет спектакль, мы хотим донести до зрителя основную мысль: чтобы стать великим человеком, необходимо научиться брать на себя ответственность и делать выбор», - сказал главный режиссер Театра Армии Борис Морозов.
Историю я знаю вроде бы неплохо, так что чего-то шокирующе нового, в смысле исторических подробностей я, конечно, не узнала. Да в театр мы идем и не за этим, наверное. А вот дух той эпохи, мысли людей, который жили 80 лет назад, возможность посмотреть на своих бабушку и дедушку, когда они были совсем молодыми - это я получила. И за это огромное спасибо коллективу ЦАТРА, всем замечательным актерам, тем, кто организовал это действо, всем создателям спектакля.
Обещают, что после специальных показов его можно будет посмотреть всем. Я бы рекомендовала его для школьных походов в театр. Очень исторично.
Большое спасибо за приглашение Театру Российской Армии и сообществу московских блогеров moskva_lublu.
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube.
Journal information