Бронепоезд "Москвич"

«Москвич» — бронепоезд, собранный в подмосковном поселке Стаханово в 41-м и дошедший в 45-м году до далекого немецкого Кёнигсберга (я не специально, узнала об этом только сейчас, когда искала хоть что-то в интернете)

Передача бронепоезда в действующую армию. Фото из Жуковского музея истории покорения неба.

Вспомнила я про него, когда увидела в музее соседнего Раменского большую модель бронепоезда

Но забыть про него, в общем-то, сложновато, т.к. памятник броненосцу «Москвич» стоит в самом центре Жуковского, чуть в стороне от «самого главного памятника в городе» — Николаю Егоровичу Жуковскому.

Памятник бронепоезду, выполненный из железных листов, был открыт 4 июля 1975 года. 

В ноябре 1941 года, когда фашисты были уже рядом с Москвой, рабочие строительного участка №181 треста «Стальконструкция» в поселке Стаханово и сотрудники ЦАГИ (интересно, какие там сотрудники были, кроме зэков и охранников?) предложили своими силами «построить» бронированный поезд. В переоборудовании приняли участие рабочие многих предприятий Раменского района — стройтреста № 18, комбината «Красное Знамя», Раменского целлулоидного завода.

В принципе, конструкция-то не сложная... казалось бы — установить бронированные листы и орудия внутрь. Но ноябрь 41-го был такой, что от морозов лопалась сварка. Пришлось придумать русское ноу-хау — листы брони одновременно грели изнутри и сваривали снаружи.

На каждой бронеплощадке были прорезаны люки, колеса и буксы поезда закрыты специальными, тоже бронированными «фартуками». Несмотря на то, что рабочие трудились по 16-18 часов в сутки, работа заняла 5 месяцев. Сначала бронепоезд хотели назвать именем первого секретаря Московского горкома партии А.С. Щербакова. Почему? 

«В Москве он пользовался огромным авторитетом. Его уважали, даже почитали, прислушиваясь к каждому слову. Многие вспоминали потом о нём как о человеке благороднейшем, духовном аристократе, исключительной личности».
«У Щербакова был невероятный авторитет… Весь октябрь, ноябрь 1941 года, самое страшное время, в городе была практически одна фигура — Александр Сергеевич Щербаков».

В честь него же называлась с 1966 по 1990 гг. станция метро «Щербаковская» (позже переименованная в «Алексеевскую»). Сам Александр Сергеевич попросил рабочих назвать бронепоезд «Москвич».

5 апреля 1942 года в Стаханово состоялся митинг, на котором председатель Раменского горкома ВКП(б) передал бронепоезд в Советскую Армию. 

Бронепоезд был приписан к 32-му Отдельному дивизиону бронепоездов. Два бронепоезда, № 642 «Сталинец» и № 697 «Москвич» начали воевать под Ленинградом, «Сталинец» шел напрямую, через Бологое, а «Москвич» через Калязин и Сонково. Базой дивизиона на 1,5 года стала станция Будогощь.  Командиром дивизиона был назначен майор Н.И.Смирнов, начальником штаба — А.П.Неплюев. 

Из воспоминаний начальника штаба А.П.Неплюева

Оба наших бронепоезда постоянно находились в 15-минутной готовности. В длинные зимние ночи иногда проводили до десяти огневых налетов. Для выявления вражеских огневых точек мы придумали очень эффективное сооружение. Платформу обложили шпалами, поставили восемь пулеметов, небольшую пушку. Мотодрезина в темную пору выдвигала платформу ближе к передовым позициям противника и неожиданно для него открывала огонь. Следовала ответная стрельба. Наблюдатели фиксировали огневые точки врага, чуть позже выходили бронепоезда и уничтожали замеченные объекты. 

Бои на этом направлении шли постоянно. Броненосцами под Киришами было сбито 11 самолетов противника, уничтожено 150 огневых точек разных систем, 14 батарей. Постоянно обстреливалась переправа через Волхов. 3 октября 1943 года бойцы бронепоездов вместе с воинами 44-й стрелковой дивизии освободили Кириши. Позже 32-й дивизион участвовал в снятии блокады Ленинграда.

В 45-м бронепоезд «Москвич» закончил войну в Кенигсберге. 

Всего за 3 года бронепоезд совершил около 600 боевых выездов, огнем своих орудий уничтожил по одним источникам 3500, по другим 5000 немецко-фашистских солдат и офицеров, сбил 5 самолетов.

Четырнадцать солдат и офицеров из команды бронепоезда погибли на фронте.

В 1947 году поселок Стаханово Раменского района был переименован в Жуковский и получил статус города. К 30-ой годовщине Великой Победы  было решено увековечить подвиг строителей и бойцов бронепоезда. 

Я хорошо помню, как в дни больших праздников школьники города по очереди несли почетный караул у этого памятника. Потом пришли другие времена, караула не стало. Какое-то время памятник стоял почти заброшенным, насколько это возможно в центре города, за ним никто не ухаживал, вроде бы шли даже разговоры о сносе.

Сейчас уже нет, и хорошо. Подремонтировали постамент, поставили небольшие клумбы. Вот такой наш бронепоезд «Москвич».



promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 14
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.