Чапаев и Пустота

ПУ-СТО-ТА. Именно с этого крика нескольких голосов начинается спектакль по роману Пелевина, который сам автор называл «первым произведением в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».

Неделю назад мы с Димой увидели этот спектакль Павла Урсуляка, уже ставший культовым. 9 ноября начался новый, 18-ый сезон. Мы-то были первый раз, а на спектакле были люди, пришедшие туда в 18-ый. Об этом объявил в «рекламной паузе» Михаил Олегович Ефремов, день рождения которого был на следующий день. Собственно, весь спектакль стал «подарком» ему.

Честно скажу, я шла «на Ефремова», что можно поставить по Пелевину и как – не представляла. Оказывается, вполне.

Начиная с того, что сама книга (да, конечно же я ее читала, но майн гот – в 1998 году, у меня самое первое «вагриусовское» издание, и не помню ни-че-го!!!!) очень «кинематографична». Когда мы приехали из театра, уже во втором часу ночи, я схватила книгу с полки и тут же открыла на эпизоде с Котовским и кокаином. И – в спектакле она повторена дословно. А во время спектакля кажется, что все – сплошная импровизация на тему. Ан нет.

Сюжет не изменен, действие так же происходит в двух «плоскостях» — времена Гражданской и 90-е годы.

Главный герой не Чапаев, конечно. Петька, Петр Пустота, потерявший память в страшном бою под Лозовой, просыпается пациентом психушки. Кругом — бандиты, разговоры про 600-е мерседесы, «просто Мария и Луис-Альберто».

Чапаев «превращается» в глав.врача больницы, пишущего диссертацию на живом материале.

Хороши все. Сейчас, после 17 отыгранных сезонов, несколько раз менялся основной состав (первым Чапаевым был Сергей Никоненко, Петькой – Евгений Сидихин, Анной – Мария Миронова). Гоша Куценко начинал этот спектакль, был его продюсером, играл Котовского несколько лет, потом уходил и вот, к нашему величайшему счастью, вернулся.

«Наш» спектакль, 9 ноября был особенный.  Бенефис Ефремова, «вставки» злободневных новостей и шуток (смотрите 3-ий сезон «Ольга» на канале ТНТ), именинный торт в лицо Ефремову — совершенно неожиданно для него и зрителей.

Что неудивительно, в общем, понравилось не всем. Спектакль такой... очень мммм странный. Говорю же, удивительно, как смогли поставить Пелевина (кстати, как смогли, мы узнали через час непосредственно от Павла Урсула :)). После антракта  в зале появилась некоторая пустота (каламбур, можно смеяться). Мне один старинный знакомый рассказал, что тоже был там и во втором действии «всхрапнул, а спектакль полная муть». Бывает, здесь включается моя любимая фраза «все фломастеры разные», которую уже вполне можно вывешивать при входе в любой театр.

Конец спектакля. Небольшое видео (прошу прощения за качество) — как реагируют те, кому понравилось

 

Я бы очень хотела сходить на спектакль еще раз. С этим же блистательным составом, другого Чапаева или Петьку представить уже сложно. У меня беда с импритингом, я знаю.

Огромное спасибо за приглашение на спектакль сообществу moskva_lublu и лично Наташе pamsik , а пресс-службе театра за возможность пообщаться после спектакля  за кулисами с Гошей Куценко и Павлом Урсулом. Пойдемте, я покажу.

Тот самый тортик.

Рабочие уже разбирают «кровать», единственный предмет на сцене, который во время спектакля превращается и в купе поезда, и в огромные качели, и в палату больницы.

Куценко пришлось отдуваться за всех, Михаил Олегович уехал сразу после спектакля.

История знакомства с Пелевиным (ага, значит он все-таки существует!) прозвучала в почти такой же версии.  Видимо это то, что приходится рассказывать каждый раз :)

А как создавался «культовый спектакль по культовому роману»? То есть «Чапаев и Пустота»?

- Я Пелевина прочёл и мне сразу очень понравилось. Но у меня долго не было видения, как это можно сделать в театре. А через какое-то время меня вдруг озарила идея как это можно превратить в драматургию на сцене. И тут же появились люди с деньгами, которые готовы были поддержать постановку, если я получу у автора разрешение. А он никому не давал разрешения! А у меня тогда контактов с Пелевиным не было. Я написал письмо в редакцию издательства «Вагриус», там нашли мне агента пелевинского, и я ему объяснил, что мне надо. Он мне сказал: «Я с Пелевиным переговорю, но вы всё-таки напишите ему письмо».  И я написал, рассказал, какие артисты будут играть, пообещал воплотить на сцене древнебуддистский миф о вечном невозвращении. Потом снова звоню агенту, спрашиваю: «Что сказал Виктор Олегович?» А агент тянет: « А что вас интересует? Как он к этому отнёсся?» И говорит это с таким понижением тона, что я решил, что получил отказ из-за фразы о воплощении мифа. А агент выдержал долгую паузу и объявил: «Он отнёсся крайне положительно! Можете приступать!»

И буквально на третьей-четвёртой репетиции появился Пелевин. Сидел Сергей Никоненко, он тогда Чапаевым был. Сидела Маша Миронова – она была Анка. Женя Сидихин, который был Петька в самом первом составе. И Гоша Куценко — он был Котовским. Итак, собрались Пелевин, я и четыре звезды, которые читали сцену. И я Пелевину говорю: «Вот тут, если играть так,  как у тебя написано, то получается, что главная героиня – падшая женщина на букву «б». А Пелевин в ответ, мол, все женщины такие! А я возражаю ему: «Нет! Не все!» А он: «Все!» Я: «Не все!» Он: «Все!» Все! Не все! Все! Не все! И так раз двадцать. Мы с ним пререкаемся, а артисты следят за нами как за игроками в пинг-понг. И я понимаю, что нам надо как-то выйти из этого замкнутого круга. И он понимает. Но ему легче, он в тёмных очках, мне не видно его глаз. И он первым предлагает выход, говорит: «Ну, познакомь хотя бы с одной!» И мячик оказался на моей стороне. Я понимаю, что могу навскидку назвать только двух, которые «не такие». Это моя мама и моя жена. Но с какой стати я буду Пелевина с ними знакомить? И я промолчал. Вот такая была наша первая встреча. Вести Москвы



promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 14
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.