Киевский вокзал. Москва глазами инженера

Неделю назад сбылось одно из моих заветных желаний.

Я попала, благодаря приглашению mosblog на великолепную экскурсию от проекта «Москва глазами инженера», за что огромное спасибо им и лично Свете sarycheva_s .

Про этот проект знают уже, кажется, все в Москве, так что рекламировать их нет нужды. Просто повторюсь, что все их экскурсии, на которых мы были, неизменно высокого качества и на них, можно ходить только ради экскурсоводов :)

Нас на вокзал водил прекраснейший Александр Ермолин (он в МГИ единственный с таким именем, так что если будете покупать экскурсии и увидите, что экскурсовода зовут так — не ошибетесь). Встречались мы у фонтана «Европа» который так печально выглядит с высоты, и вот здесь я сразу оценила подготовку экскурсовода и заботу о простых людях, которые, хоть и пришли просвещаться, но шмыгали носами, кашляли, чихали и подпрыгивали на ветру. Александр четко выдал тайминг: 20 минут на улице — рассказ о самом вокзале, 40 минут внутри вокзала греемся смотрим все, что можно увидеть, потом самое интересное!

Пересказывать полностью лекцию Александра нет смысла, это надо слышать. Но мы узнали все! И историю российский железных дорог с самого начала, и происхождения слова «вокзал» (я знала, я знала!!!!) и почему Киевский вокзал, а когда-то Брянский – единственный, который расположен вплотную к берегу Москвы реки.

Хотя, если честно, все вокзалы в Москве у нас красавцы, каждый как на подбор.

Но первое здание Брянского вокзала было крохотным деревянным домиком, москвичи его не любили. А вот в 1912 году началось строительство здания, которое все мы знаем. И время тогда было другое – вокзал сразу строили с разделением на «классы». Один вход, правый, если стоять лицом к вокзале, предназначался для дам и господ 1-2 класса, левый – для пассажиров 3 и 4. 

Еще не освобожденный труд - шахтеры и металлурги Донбасса. А почему Донбасса? А я теперь знаю :)

И между ними пролегала глубокая пропасть багажного отделения, пересечь которое никак не возможно. Но…… Началась I-я Мировая, потом революции и к тому времени, когда вокзал был достроен, в 1918 году, все изменилось.

Да, вокзал в этом году отметил свой 100-летний юбилей, отсюда и глобальная реставрация, очень бережная и аутентичная. Теперь мы можем увидеть и росписи в технике «гризаль», которые много лет были скрыты под слоями грязи и краски. Все, что можно было спасти и восстановить – спасли.

В принципе, на вокзал можно всегда свободно войти и так, без экскурсии, главное, знать, куда смотреть!

А смотреть стоит во все стороны. Вверх – и в помещениях 1-го класса, и тем более под ноги. И в стенах можно найти много интересного.

Огромное здание, но все было продумано. Пассажирам низших сословий предлагается вода и кипяток, прямо в зале ожидания. Мелочь? Казалось бы, но…..

Имена великих русских архитекторов, создателей вокзала, увековечены на табличках

А поезда, как и 100 лет назад, уходят в Украину

Кстати, в бывшем помещении зала-ресторана для господ, где когда-то стояло всего 5 столиков

уже много лет на стене огромное панно «Дружба Украины и России». И уж там, если приглядеться – и церкви, и космонавты, и хлеборобы, кому чего нравится.

Тут же (сейчас именно в этом зале можно купить билет на аэроэкспресс во Внуково) девушки собирают подписи.

Слышали про новый проект о придании всем российским аэропортам имен великих соотечественников? Народ почему-то возмущается, а я уже привыкла, что в Варшаве Шопен, в Париже Шарль де Голь. Почему бы у нас не быть Циолковскому или Королеву? Географического названия, кстати, это совершенно не отменяет, что бы там кто не язвил :)

А мы выходим на перрон, чтобы увидеть одно из чудес Москвы – ажурный дебаркадер Великого Шухова.

Кажущаяся невесомой конструкция сделана полностью из железа, листы скреплялись по той же технологии, что и на башне месье Эйфеля

К сожалению, Москве не так везло с градоначальниками, как Парижу. Сейчас аутентичных, «шуховских» арки осталось всего 4, в самом начале вокзала

А остальные заменили по принципу «я сделаю вам так же, только лучше» - неееет, врешь, ни при столь часто поминаемом всуе Сергее Семеновиче, фигу! Юрий Михайлович, которого так часто теперь вспоминают, закатывая глазки – он уж был любитель улучшайзинга, его то столичные историки архитектуры и реставраторы тоже будет помнить доооолго. 

Уникальные фотографии сооружения дебаркадера

Как это делалось при помощи кувалды и такой-то матери

И античный «гений места».

Нет, не путевой обходчик, путевые обходчики голыми не ходят!

Не вокзал, дворец!

Снова великолепный гризаль

А под ногами пассажиров – настоящая метлахская плитка, которая и тогда, и сейчас стоит запредельных денег. 

Но – не экономили, строили на века и вот один уже прошел.

В зале ожидания трудового народа – уже советские барельефы. Можно порыдать, например

Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение старости. А женщины – на равные права с мужчинами зъисть то она зъисть, да кто ж ей даст?!

А еще на отдых и образование!

Это мы уже перешли к «секретной» части экскурсии, с подъемом на закрытую сейчас галерею

Но скоро здесь обещают открыть «закусочную» от одного из лучших рестораторов Москвы. Высокой кухни скорее всего не будет, условия не те, а вот чай-кофе-пирожные, по средним ценам – вполне. Смотрим еще раз на помещения вокзала

Отыскиваем единственную, специально расчищенную, «родную» плиточку росписи

и начинаем подниматься!

Уникальные шуховские перекрытия служебных помещения вокзала. Дерево, но тоже превращается в кружево

А мы идем все выше

Мимо удивительных часов Киевского вокзала, которые до сих пор заводят вручную, потому что они все время убегают вперед. Будочка с механизмом, от которого идут «палки» ко всем 4-м циферблатам

И наконец смотровая площадка. И уникальная возможность не выйти на балкон, нет, это очень опасно. Но хотя бы наступить ногой и высунуться кто насколько сможет «на улицу».

А потом заглянуть, по указанию Александра, в еще одно секретное окошко.

и можно спускаться. Два часа пролетели как 15 минут. Да-да, мы там были 

Еще раз большое спасибо всем организаторам экскурсии!

Сейчас на сайте МГИ до сих пор "чёрная пятница" - скидки 15%!

фб - https://www.facebook.com/moscoweng

вк - https://vk.com/moscoweng

Инстаграм


promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 14
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.