50 лет первого полета ТУ-144

Жуковский в этом году Гуляет. 100-летие ЦАГИ отмечали в ноябре, а вот 31-го декабря исполнится ровно 50 лет первому полету легендарного сверхзвукового самолета ТУ-144. При чем здесь Жуковский? Да потому что полет состоялся в ЛИИ — Летно-исследовательском институте

В конце 1968 года опытный "044" (бортовой № 68001) был готов к первому полету. На машину назначили экипаж в составе: командира корабля - заслуженного летчика-испытателя Э.В.Еляна (получившего затем за Ту-144 Героя Советского Союза); второго пилота - заслуженного летчика испытателя Героя Советского Союза М.В.Козлова; ведущего инженера-испытателя В.Н.Бендерова и бортинженера Ю.Т.Селиверстова. Учитывая новизну и необычность новой машины, ОКБ пошло на неординарное решение: впервые на опытную пассажирскую машину решили установить катапультируемые кресла экипажа. В течение месяца проводились гонки двигателей, пробежки, последние наземные проверки систем. С начала третьей декады декабря 1968 года "044" находилась в предстартовой готовности, машина и экипаж были полностью готовы к первому вылету, в течение всех этих десяти дней над аэродромом ЛИИ не было погоды, и опытный Ту-144 оставался на земле. Наконец, в последний день уходящего 1968 года, через 25 секунд после момента старта "044" впервые оторвалась от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрала высоту. Первый полет продолжался 37 минут, в полете машину сопровождал самолет-аналог "21-11".

Видео я снимала во время торжественного мероприятия в Жуковском ДК, куда были приглашены многие, кто причастен к этому юбилею. 

Но самое главное – перед этим фондом «Легенды авиации» был организован блог-тур на аэродром ЛИИ, где до сих пор стоят два самолета ТУ-144.

ИЛ — «илюшинские» проходные, самые дальние в городе. Огромное летное поле, «территория» по площади может быть даже превосходит Жуковский. Но там все условно «поделено» между фирмами. Так что проходные у всех свои – у Туполева, у Сухого, у Илюшина.

Я успела на проходную просто чудом, несмотря на то, что живу ближе всех остальных 0_0 Хорошо, что меня подождали.  От проходных едем на автобусах через взлетное поле, фотографировать все прекрасное, что стоит вокруг, запретили. А жаль!

Это суперджет, его фотографировать можно! На нем (Саша zhzhitel - или на таком же?) летали наши ребята со школьниками и Матвеем Шпаро на Шпицберген в апреле. Меня тоже звали, кстати, но Дима меня не пустил. Это тоже к итогам этого прекрасного года идет – как я просрала свой единственный шанс побывать на Шпицбергене, ну да ладно.

А рядом они – два красавца.

Первые сверхзвуковые пассажирские самолеты стали создавать практически сразу после 1945 года. Несколько стран, как это и было в авиации и космонавтике, шли «ноздря в ноздрю». Где-то сотрудничали, где-то соперничали. Но Туполев, а с ним ЦАГИ, ЛИИ и вообще все советские люди «успели первыми». Первый полет Конкорда состоялся ровно через два месяца после наступления нового, 1969, года.

Первый рабочий рейс состоялся только через 7 лет,  26 декабря 1975 года по маршруту Москва — Алма-Ата, самолёт перевёз почтовые отправления, а с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. 

Начало пассажирской эксплуатации Ту-144 было приурочено к 60-й годовщине Октябрьской революции. Регулярные рейсы выполняли только два самолёта — рег. № СССР-77109 и № СССР-77110. Пилотировали их специально подготовленные экипажи «Аэрофлота», в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на этот рейс стоил 80 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 62 рубля. 

Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами в мае 1978 года экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.

Все рейсы на Ту-144 выполнялись только летчиками-испытателями КБ Туполева в качестве КВС, пилоты Аэрофлота были только вторыми пилотами. Резерва топлива не было: если бы основной аэропорт в Алма-Ате не принимал, а единственный запасной в Ташкенте закрылся по метеоусловиям, то сажать лайнер было бы негде. Диспетчеры каждые 10—15 минут отслеживали, какие условия для приёма самолёта в обеих столицах советских республик. 

Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Вики

Сейчас на летном поле ЛИИ стоят два самолета ТУ-144. Внутри одного из них работает небольшой музей.

История создания

Все самолеты, которые были построены.

Кстати, три из них в принципе до сих пор могут быть отремонтированы и подняты в воздух.

Эти самолеты эксплуатировались до 1999 года, использовались при сотрудничестве с американским космическим агентством NASA для исследований с целью создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. 

На Ту-144ЛЛ были установлены датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура. Вывод был очевидным – коммерческая эксплуатация таких самолетов невыгодна.

Что же это было, все эти попытки нескольких стран построить такой самолет – гонка технологий, погоня за мечтой, стоившая миллионы рублей, франков и долларов? Почему можно вообще было сначала создать, а потом «похоронить» такой уникальный проект? Да, экономика должна быть экономной (с), но ТУ-144 так и остался в массовом сознании советских людей «белоснежным лебедем», Мечтой о сверхзвуке.

Благодарю за приглашение в блог-тур благотворительный фонд «Легенды авиации», aviator_ru , а Сашу zhzhitel Олесю podmoskva  и Татьяну moscow_i_ya за прекрасную компанию.

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 14
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.