Спящая красавица. Чайковский, Петипа, Сац
13/25 мая 1888 года директор Императорских театров Иван Всеволожский отправил П. И. Чайковскому следующее короткое письмо: «Я задумал написать либретто на «la Belle аu Bois dormant» по сказке Перро. Хочу Mise еn scene сделать в стиле Louis XIV. Тут может разыграться музыкальная фантазия – и сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр., и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро – тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя Борода и др.» (Ю.Слонимский. П.И.Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956. С. 169). Одновременно подобное же предложение получил и Мариус Петипа.
Чайковский ответил не сразу, а фантазия Петипа действительно разыгралась. Довольно быстро был написан сценарий, а уже в ноябре и декабре Петипа по частям вручал Чайковскому подробнейший музыкально-хореографический план, с указанием темпов, длительности и эмоционального характера всех семидесяти номеров будущего балета
Вадим Гаевский. Сотворение Спящей красавицы
В воскресенье мы с Ольгой увидели почти_тот_самый балет Петипа и Чайковского, бережно воссозданный хореографом Константином Симоновым к 200-летию великого балетмейстера.
Кирилл Симонов — один из самых заметных молодых современных российских хореографов, за два сезона работы в Детском музыкальном поставил «Синюю птицу» на музыку И. Саца и Е. Подгайца, «Аэлиту» на музыку Р. Глиэра, «Путешествия Гулливера» А. Ларина и «Спящую красавицу» П. И. Чайковского. Спектакли Кирилла Симонова являются заметными событиями в мире музыкального театра Москвы и России, участвуют во всероссийских и международных фестивалях.
Премьерный спектакль такого уровня в театре Сац — событие. Билеты раскупили очень быстро, мы с Ольгой сидели на самом верхнем ряду амфитеатра, но (и за это я тоже очень люблю этот театр) видно было великолепно если бы не слайм в соседнем ряду.
Первое, что меня поразило (после великолепных декораций) — оказывается, я прекрасно знаю «Спящую красавицу». Уверяю вас, вы ВСЕ ее знаете! Половина музыки в советском мультфильме «Щелкунчик», который уже даже Ольга знает и любит — на самом деле темы из «Спящей красавицы». Видимо, создатели мультфильма сильно не парились и взяли из Чайковского «самое лучшее», мелодичное и красивое.
Знаменитый вальс — тоже отсюда!
Балет очень красивый. Королевский дворец, колонны.....
анфилада, уходящая вглубь — ах...
Но самое главное, конечно, музыка и балет. Мы с Ольгой купили программку перед спектаклем, тут же прочитали либретто, потому что сказка сказкой, но повторить надо. У фей в балете совершенно непроизносимые имена 0_0
Фея Искренности, Цветущих колосьев, Пылких Страстей и Щебечущая Канарейка! Ну хоть главная среди них Фея Сирени, уже легче.
Злобная фея Карабос появилась на сцене так эффектно, что я сама взвизгнула в голос. Пара сидевшая рядом со мной, была напугана этим больше, чем действием. И Карабос!!! Карабос — это же Фея-Крестная из «Все о Золушке». Палка, хромота, НОС. Не думаю, что кто-то у кого-то копировал, но я сразу подумала, что такова участь всех сказочных героинь прошлого. Если на женщине не женится прекрасный принц, она рано или поздно превращается в такую вот «фею с топором». А сломать ногу, бродя в темном лесу без туфельки, совсем не сложно.
Кстати, благодаря программке, в которой полностью приведена статья, с которой я начала этот пост, я получила ответ на давно мучающий меня вопрос — как же пишется балет? Я вот с трудом могла себе представить, как это все в голове могло быть у Петра Ильича, а оказывается, первична хореография, танец. А Чайковский уже нанизывал на «скелет».
«... невольно поражаешься тому, как полно, во всех подробностях, Петипа видел будущий спектакль, – об этом пишут историки балетного театра. Не менее поражаешься и тому, насколько отчетливо Петипа слышал еще не созданный балет и как проницательно он угадал в Чайковском многое из того, что было затаено и лишь ждало повода, чтобы стать музыкой – написанной, сыгранной и театрально претворенной...»
Балет состоит из Пролога (рождение принцессы Авроры и принесение даров) и 3-х актов, разбит на две части. В 4-м акте, как и положено — веселая свадьба, на которую таки-да! приходят все герои Перро — Кот в сапогах с Белой кошечкой (откуда взялась кошечка, видимо знал только Петипа), Красная Шапочка с Серым Волком
И тут еще одна загадка этого балета. На сцене новые гости свадьбы — принцесса Флорина и Синяя Птица. Но кто они такие? Я такой сказки у Перро не помню точно. Мы вышли из театра, и все мамы в одни голос — что это было? 0_0 Оказывается, это своеобразный комплимент Мариуса Петипа феминизму женщине!
Эти герои заставляют вспомнить творчество французской писательницы Мари-Катрин д’Онуа (1651−1705). На протяжении XX века её произведения были практически забыты. Между тем она принадлежала к числу тех авторов, которые стояли у истоков французской литературной сказки. Писательницу даже называли соперницей Шарля Перро. Её произведения весьма самобытны. «Голубая птица» — в числе лучших.
Автор: Наталья Наумова
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/76055/
© Shkolazhizni.ru
Для них Петипа написал целый мини-балет, 4 номера! А я про творчество д'Онуа даже не знала до того дня.
Рада, что снова побывала в любимом музыкальном театре. Ходите на балет без детей :)
Journal information
- Current price20 LJ Tokens
- Social capital4 820
- Friends of
- Duration12 hours
- Minimal stake20 LJT
- View all available promo