glukovarenik

Categories:

Спящая красавица. Чайковский, Петипа, Сац

13/25 мая 1888 года директор Императорских театров Иван Всеволожский отправил П. И. Чайковскому следующее короткое письмо: «Я задумал написать либретто на «la Belle аu Bois dormant» по сказке Перро. Хочу Mise еn scene сделать в стиле Louis XIV. Тут может разыграться музыкальная фантазия – и сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр., и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро – тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя Борода и др.» (Ю.Слонимский. П.И.Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956. С. 169). Одновременно подобное же предложение получил и Мариус Петипа.

Чайковский ответил не сразу, а фантазия Петипа действительно разыгралась. Довольно быстро был написан сценарий, а уже в ноябре и декабре Петипа по частям вручал Чайковскому подробнейший музыкально-хореографический план, с указанием темпов, длительности и эмоционального характера всех семидесяти номеров будущего балета

Вадим Гаевский. Сотворение Спящей красавицы

В воскресенье мы с Ольгой увидели почти_тот_самый балет Петипа и Чайковского, бережно воссозданный хореографом Константином Симоновым к 200-летию великого балетмейстера.

Кирилл Симонов — один из самых заметных молодых современных российских хореографов, за два сезона работы в Детском музыкальном поставил «Синюю птицу» на музыку И. Саца и Е. Подгайца, «Аэлиту» на музыку Р. Глиэра, «Путешествия Гулливера» А. Ларина и «Спящую красавицу» П. И. Чайковского. Спектакли Кирилла Симонова являются заметными событиями в мире музыкального театра Москвы и России, участвуют во всероссийских и международных фестивалях.

Премьерный спектакль такого уровня в театре Сац — событие. Билеты раскупили очень быстро, мы с Ольгой сидели на самом верхнем ряду амфитеатра, но (и за это я тоже очень люблю этот театр) видно было великолепно если бы не слайм в соседнем ряду.

Первое, что меня поразило (после великолепных декораций) — оказывается, я прекрасно знаю «Спящую красавицу». Уверяю вас, вы ВСЕ ее знаете! Половина музыки в советском мультфильме «Щелкунчик», который уже даже Ольга знает и любит — на самом деле темы из «Спящей красавицы». Видимо, создатели мультфильма сильно не парились и взяли из Чайковского «самое лучшее», мелодичное и красивое.

Знаменитый вальс — тоже отсюда!

Балет очень красивый. Королевский дворец, колонны..... 

анфилада, уходящая вглубь — ах... 

Но самое главное, конечно, музыка и балет. Мы с Ольгой купили программку перед спектаклем, тут же прочитали либретто, потому что сказка сказкой, но повторить надо. У фей в балете совершенно непроизносимые имена 0_0

Фея Искренности, Цветущих колосьев, Пылких Страстей и Щебечущая Канарейка! Ну хоть главная среди них Фея Сирени, уже легче.

Злобная фея Карабос появилась на сцене так эффектно, что я сама взвизгнула в голос. Пара сидевшая рядом со мной, была напугана этим больше, чем действием. И Карабос!!! Карабос — это же Фея-Крестная из «Все о Золушке». Палка, хромота, НОС. Не думаю, что кто-то у кого-то копировал, но я сразу подумала, что такова участь всех сказочных героинь прошлого. Если на женщине не женится прекрасный принц, она рано или поздно превращается в такую вот «фею с топором». А сломать ногу, бродя в темном лесу без туфельки, совсем не сложно.

Кстати, благодаря программке, в которой полностью приведена статья, с которой я начала этот пост, я получила ответ на давно мучающий меня вопрос — как же пишется балет? Я вот с трудом могла себе представить, как это все в голове могло быть у Петра Ильича, а оказывается, первична хореография, танец. А Чайковский уже нанизывал на «скелет».

«... невольно поражаешься тому, как полно, во всех подробностях, Петипа видел будущий спектакль, – об этом пишут историки балетного театра. Не менее поражаешься и тому, насколько отчетливо Петипа слышал еще не созданный балет и как проницательно он угадал в Чайковском многое из того, что было затаено и лишь ждало повода, чтобы стать музыкой – написанной, сыгранной и театрально претворенной...»

Балет состоит из Пролога (рождение принцессы Авроры и принесение даров) и 3-х актов, разбит на две части. В 4-м акте, как и положено — веселая свадьба, на которую таки-да! приходят все герои Перро — Кот в сапогах с Белой кошечкой (откуда взялась кошечка, видимо знал только Петипа), Красная Шапочка с Серым Волком

И тут еще одна загадка этого балета. На сцене новые гости свадьбы — принцесса Флорина и Синяя Птица. Но кто они такие? Я такой сказки у Перро не помню точно. Мы вышли из театра, и все мамы в одни голос — что это было? 0_0 Оказывается, это своеобразный комплимент Мариуса Петипа феминизму женщине!

Эти герои заставляют вспомнить творчество французской писательницы Мари-Катрин д’Онуа (1651−1705). На протяжении XX века её произведения были практически забыты. Между тем она принадлежала к числу тех авторов, которые стояли у истоков французской литературной сказки. Писательницу даже называли соперницей Шарля Перро. Её произведения весьма самобытны. «Голубая птица» — в числе лучших.
Автор: Наталья Наумова
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/76055/
© Shkolazhizni.ru

Для них Петипа написал целый мини-балет, 4 номера! А я про творчество д'Онуа даже не знала до того дня.

Рада, что снова побывала в любимом музыкальном театре. Ходите на балет без детей :)

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 18
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.