glukovarenik

Category:

Храм Бориса и Глеба, Раменское

Скромная белоснежная церковь в стиле барокко является символом Раменского, ее колокольня изображена на гербе города. Когда здесь появился первый храм, не известно, но в 1628 году в церковных письменных источниках упоминается деревянный храм Св. Бориса и Глеба, «который стоит на озерке». Эту дату можно считать и первым упоминанием озера, которое получило название по церкви. Да, озеро так и называется до сих пор Брорисоглебским. Как и Дворец спорта и еще много чего, расположенного рядом.

В 1706 г. была построена новая деревянная церковь, и освящена во имя Живоначальной Троицы с Борисоглебским приделом. Село Раменье стало называться Троицким, а затем Ново-Троицким.

В 1725 году владелец села Платон Иванович Мусин-Пушкин построил на Борисоглебском погосте в имении отца каменный храм, который в 1732 году был освящен во имя святой Троицы с приделом благоверных князей Бориса и Глеба. Он-то и дошел до наших дней.

Знаменитая колокольня была пристроена к храму в начале XIX века.

В 1850-х гг. по соседству возвели новую каменную трехпрестольную церковь на средства купца Малютина, куда и был перенесён Троицкий престол. Прежнюю церковь возобновили с изменением внешних форм, переосвятили, снова назвав Борисо-Глебской. 

В 1929 г. Борисо-Глебский храм закрыли, а его здание использовали под районный краеведческий музей.

С 1999 г. при храме зарегистрирована община. С 2000 г. во дворе храма каждое воскресение совершались молебны, а в летнее время — Божественная литургия в палаточном алтаре. Администрацией Раменского района в 2005 г. здание храма возвращено Русской Православной Церкви. В нем проведены восстановительные работы.

На берегу Борисоглебского озера сейчас расположен прекрасный, даже зимой, городской парк. Когда-то он принадлежал усадьбе Волконских, которые жили здесь после Мусиных-Пушкиных. Но усадьба сгорела в Гражданскую, парк уже совсем другой, а две церкви так и стоят. Мы проходили мимо них во время летнего блог-тура, но тогда не было времени зайти внутрь. А вчера я зашла и там такое!!!!!

Я была в церкви ОДНА, только слева тетушка продавала свечи. Я увидела все это, открыла рот и спросила, можно ли фотографировать. Фотографировать мне было можно, ура.

Церковь отремонтирована сравнительно недавно. Часть росписей повторяют знаменитый Владимирский храм в Киеве, расписанный Васнецовым.

Это заметно сразу, если вы видели ТЕ росписи, то уже ни с чем их не перепутаете!

Но что меня, собственно, и поразило до глубины души — здесь на стенах полностью воспроизведена ээээ мнээээээ, ну скажем, «легенда» про Бориса и Глеба

Историю, как известно, пишут победители, так что святцам про первых русских святых мучеников-страстотерпцев мы обязаны их милому братцу Ярославу Мудрому. Он выжил и сумел стать Великим князем, да-с. А вот Святополку, прозванному Окаянным, как-то уж совсем не повезло.

«Каноническая версия, известная как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев. В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. 

Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола единокровным братом Святополком. 

Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.

Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, на самом деле хотел устранить потенциальных претендентов на обладание княжеством, убив сыновей Владимира. (Сам он должен считаться сыном Ярополка: его мать была беременна в тот момент, когда Владимир отнял ее у своего брата *высокие, ВЫСОКИЕ отношения*, — поэтому Святополка называют то сыном Владимира, то племянником). Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр с поручением убить брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только тот, вдвойне опечаленный смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав, что тот ещё жив, послал двух варягов прикончить его, что они и сделали, поразив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.

Убийство Глеба

Святополк Окаянный вручает подменную грамоту для князя Глеба
Святополк Окаянный вручает подменную грамоту для князя Глеба

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот, будучи полнородным (не только единокровным, но и единоутробным *от византийской царевны Анны*) братом убитого Бориса, может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава — известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие Глеба отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). Е. Е. Голубинский указал, что речь идёт о погребении тела непосредственно на месте убийства на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви Святого Василия.

САМОЕ ГЛАВНОЕ!

Существует также версия, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а «хороший» брат Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие. В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде» («Эймундова прядь»), обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие — польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком.

Затем некоторые исследователи на основании «Саги об Эймунде» поддержали гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странно было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как сторонников, так и противников.

Кроме того, историографы и историки, начиная с С. М. Соловьёва, предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Википедия

Вот такая история. А мы с ней живем уже 900 лет. 0_0 Очень рада, что зашла вчера в этот храм (во второй тоже, кстати, зашла, попозже покажу). Столько сразу интересного вспомнила.

Что интересно — летом проход к церкви из парка был закрыт

Пока не сезон, все гораздо легче. Мне кажется, Раменское, вместе с мультяшными героями, всеми храмами и граффити — такое отличное путешествие на один день. Храм этот находится в 10 минутах ходьбы от станции «Раменское» (а музей на «Фабричной», но там везде не очень далеко).

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 18
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.