Храм Бориса и Глеба, Раменское

Скромная белоснежная церковь в стиле барокко является символом Раменского, ее колокольня изображена на гербе города. Когда здесь появился первый храм, не известно, но в 1628 году в церковных письменных источниках упоминается деревянный храм Св. Бориса и Глеба, «который стоит на озерке». Эту дату можно считать и первым упоминанием озера, которое получило название по церкви. Да, озеро так и называется до сих пор Брорисоглебским. Как и Дворец спорта и еще много чего, расположенного рядом.
В 1706 г. была построена новая деревянная церковь, и освящена во имя Живоначальной Троицы с Борисоглебским приделом. Село Раменье стало называться Троицким, а затем Ново-Троицким.
В 1725 году владелец села Платон Иванович Мусин-Пушкин построил на Борисоглебском погосте в имении отца каменный храм, который в 1732 году был освящен во имя святой Троицы с приделом благоверных князей Бориса и Глеба. Он-то и дошел до наших дней.

Знаменитая колокольня была пристроена к храму в начале XIX века.
В 1850-х гг. по соседству возвели новую каменную трехпрестольную церковь на средства купца Малютина, куда и был перенесён Троицкий престол. Прежнюю церковь возобновили с изменением внешних форм, переосвятили, снова назвав Борисо-Глебской.

В 1929 г. Борисо-Глебский храм закрыли, а его здание использовали под районный краеведческий музей.
С 1999 г. при храме зарегистрирована община. С 2000 г. во дворе храма каждое воскресение совершались молебны, а в летнее время — Божественная литургия в палаточном алтаре. Администрацией Раменского района в 2005 г. здание храма возвращено Русской Православной Церкви. В нем проведены восстановительные работы.

На берегу Борисоглебского озера сейчас расположен прекрасный, даже зимой, городской парк. Когда-то он принадлежал усадьбе Волконских, которые жили здесь после Мусиных-Пушкиных. Но усадьба сгорела в Гражданскую, парк уже совсем другой, а две церкви так и стоят. Мы проходили мимо них во время летнего блог-тура, но тогда не было времени зайти внутрь. А вчера я зашла и там такое!!!!!

Я была в церкви ОДНА, только слева тетушка продавала свечи. Я увидела все это, открыла рот и спросила, можно ли фотографировать. Фотографировать мне было можно, ура.

Церковь отремонтирована сравнительно недавно. Часть росписей повторяют знаменитый Владимирский храм в Киеве, расписанный Васнецовым.

Это заметно сразу, если вы видели ТЕ росписи, то уже ни с чем их не перепутаете!


Но что меня, собственно, и поразило до глубины души — здесь на стенах полностью воспроизведена ээээ мнээээээ, ну скажем, «легенда» про Бориса и Глеба

Историю, как известно, пишут победители, так что святцам про первых русских святых мучеников-страстотерпцев мы обязаны их милому братцу Ярославу Мудрому. Он выжил и сумел стать Великим князем, да-с. А вот Святополку, прозванному Окаянным, как-то уж совсем не повезло.
«Каноническая версия, известная как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев. В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов.

Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола единокровным братом Святополком.

Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками.
Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, на самом деле хотел устранить потенциальных претендентов на обладание княжеством, убив сыновей Владимира. (Сам он должен считаться сыном Ярополка: его мать была беременна в тот момент, когда Владимир отнял ее у своего брата *высокие, ВЫСОКИЕ отношения*, — поэтому Святополка называют то сыном Владимира, то племянником). Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр с поручением убить брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только тот, вдвойне опечаленный смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав, что тот ещё жив, послал двух варягов прикончить его, что они и сделали, поразив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет.
Убийство Глеба

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот, будучи полнородным (не только единокровным, но и единоутробным *от византийской царевны Анны*) братом убитого Бориса, может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава — известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие Глеба отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). Е. Е. Голубинский указал, что речь идёт о погребении тела непосредственно на месте убийства на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви Святого Василия.
САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Существует также версия, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а «хороший» брат Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие. В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде» («Эймундова прядь»), обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие — польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком.
Затем некоторые исследователи на основании «Саги об Эймунде» поддержали гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странно было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как сторонников, так и противников.
Кроме того, историографы и историки, начиная с С. М. Соловьёва, предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.
Вот такая история. А мы с ней живем уже 900 лет. 0_0 Очень рада, что зашла вчера в этот храм (во второй тоже, кстати, зашла, попозже покажу). Столько сразу интересного вспомнила.
Что интересно — летом проход к церкви из парка был закрыт

Пока не сезон, все гораздо легче. Мне кажется, Раменское, вместе с мультяшными героями, всеми храмами и граффити — такое отличное путешествие на один день. Храм этот находится в 10 минутах ходьбы от станции «Раменское» (а музей на «Фабричной», но там везде не очень далеко).
Journal information
- Current price20 LJ Tokens
- Social capital5 193
- Friends of
- Duration12 hours
- Minimal stake20 LJT
- View all available promo