glukovarenik

Category:

Гусь-Железный + Тума. От Баташевых до мещерской узкоколейки.

Еще два пункта из списка «обязательно увидеть в Рязанской области». Особая их ценность в том, что находятся они прямо на трассе. То есть, конечно, если вас привезут туда с экскурсией, как некоторых моих знакомых, то в Гусе-Железном можно потратить и половину дня, историй и страшилок про братьев Баташевых хватает надолго. А если самим и быстро-быстро, то гораздо меньше.

У нас, к сожалению для меня и к счастью для детей («Мама, если я увижу еще что-нибудь культурное, меня стошнит» не наше!) был второй вариант, но уж хоть как. 

Оба населенных пункта находятся на Егорьевском шоссе и ОГРОМНЫЙ храм Троицы виден издалека

Вблизи он совершенно поражает, кругом одноэтажные домики, магазины, городская площадь с памятником братьям Баташевым и вдруг ЭТО

Строить церковь начали в 1802 году, строили долго, почти 70 лет и как говорят (ну даааа, конечно), здесь тоже не обошлось без Василия нашего Баженова. 

На какие шиши такая громадина? Здесь мы берем экскурсовода, или читаем про братьев Баташевых в Вики, или вот можно у Лены lenorlux , например, она там была в блог-туре.

Кстати, в Вики все время упоминается Тула и Выкса, а скромный подрязанский Гусь-Железный почему-то только один раз. А здесь же была усадьба, с которой как раз и связаны страшные истории. Мы усадьбу не видели, хотя она совсем рядом.

Размер памятника (внимательно смотрим направо)!

К усадьбе идти вот сюда, за церковь

Мы остановились у скромного мемориала погибшим односельчанам, дальше не пошли

Церковь к моему величайшему сожалению была закрыта, так что девы вообще из машины не стали выходить, а я побегала вокруг с фотоаппаратом.

Но впечатление от Гуся-Железного огромное, храм этот до сих пор перед глазами. А дальше — вновь Егорьевка. И золотая осень, октябрь 2018-го

Всего через 40 км мы в Туме

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны. 

Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

— К. Г. Паустовский, Мещёрская сторона

Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога (Мещёрская магистраль) — узкоколейная железная дорога (ширина колеи 750 мм), построенная по направлению Рязань — Тума — Владимир, и большую часть времени связывавшая промышленность региона Мещёра с железной дорогой широкой колеи на станции Тума. Мещёрская магистраль сыграла существенную роль в развитии покрытых лесом районов левобережья Оки.

Здание "вокзала" в Туме
Здание "вокзала" в Туме

На 2007 год в рабочем состоянии сохранялся лишь один участок. Он является единственной в России дорогой с колеёй 750 мм, который находится в ведении ОАО «РЖД» и входит в общую сеть железных дорог общего пользования. Горьковская железная дорога вынуждена содержать 6-километровый участок в Клепиковском районе от станции Тумская до разъезда Гуреевский и далее по ответвлению до станции Голованова Дача (ещё 25 километров), поскольку это единственная нормальная дорога, соединяющая посёлок Голованово с «большой землёй». Википедия

К сожалению, и этот участок железной дорогие вскоре закрылся. А ведь когда-то здесь кипела жизнь, потому что здесь было (и никуда не делось, конечно) огромное подземное богатство — торф. Торфоразработки — это сотни и тысячи рабочих мест (были), километры подконтрольной земли (а сейчас нет и все это горит и тлеет годами под землей). Почти все умерло, было разрушено и рассыпалось. На станции Тума небольшая экспозиция железнодорожной техники

Снегоочистители, «технические» вагоны

Кстати, что-то строилось даже не совсем давно

Да, во Владимир доехать можно! Смотрим расписание. Очень хотелось бы, это тоже может быть такое отдельное приключение.

Находится станция «Тума» совсем рядом с трассой через поселок, за автовокзалом, НО! Ни автовокзал идентифицировать невозможно, ни станцию не видно с дороги, так что мы ее сначала проехали мимо, пришлось разворачиваться и возвращаться. Удивительные там места, путешествие через время и пространство. Тем более, что залакировали мы все это урочищем Ялмонтъ :)

Еще ссылки на статьи про Мещерскую узкоколейку

Выживший. Последний путь Мещерской узкоколейки
Сайт о железной дороге

***

Пост со ссылками на все дни отпуска

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 18
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.