Старая Рязань, 11.10.2018.

Старая Рязань, как ее еще называют «Русская Троя» — один из крупнейших древнерусских городов XII—XIII веков, столица Великого Рязанского княжества и самое большое археологическое городище России. Площадь одних только укреплений Старой Рязани во второй половине XII века, не считая городских посадов достигало более 60 га, с предместьями — 75 га. К началу XIII века в городе проживало около 8 тыс. человек. Здесь было ТРИ кремля (то есть укрепленных городища) — великокняжеский дворец, средний город  и сам город Рязань. Как исчез такой огромный и сильный город?

… И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И обступили град, и бились неотступно пять дней. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21 день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. А иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а черноризцев священников без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы Божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

— Повесть о разорении Рязани Батыем

Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Бату-хана, а все его постройки, включая каменные храмы, обращены в пепел. Рязань на этом месте больше никогда не восстанавливалась — говорит нам Википедия, но на самом деле..... В XIV веке Рязань, как столица княжества «переехала» в расположенный 50-ю км выше по течению Оки Переяславль-Рязанский, который с 1778 году носит название Рязань.

Старая Рязань стояла на высоком берегу Оки

Но против Батыя это не помогло

Сейчас здесь, на месте большого и шумного города, нет ни-че-го!

Остатки крепостных валов, несколько раскопанных фундаментов и две полстены собора Бориса и Глеба, кстати постройки начала ХХ века.

У подножья оборонительных валов городища находится село Старая Рязань, через которое обязательно проезжают все, кто хочет пересечь Оку по понтонному мосту.

На противоположном берегу Оки Спасск-Рязанский.

Белое с синей крышей справа - это НЕ минарет, как мы обрадовались сначала :)

Старая Рязань — первый город Древней Руси, который начали изучать археологи. Этому способствовала находка клада ювелирных изделий, хранящегося ныне в Оружейной палате Московского кремля и вошедшего в литературу под названием «Рязанские бармы».

С 1822 г. на городище проводятся археологические раскопки. Начиная с 1926 г. работы ведутся совместной экспедицией Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и Института археологии РАН.

Мне в Старую Рязань нужно было ОБЯЗАТЕЛЬНО, в нее и поехали после не успешного посещения Кириц.

Огромные валы видно издалека, дорога проходит прямо через них

А дальше — пустота. Рядом с трассой есть стоянка, где можно оставить машину, рядом с ней — отличная экспозиция, где можно начитаться интересного или давно известного

Все прочитала еще раз, все сфотографировала и побежала догонять своих, которые уже пошли потихоньку по полю.

На территории Старой Рязани до нашествия было три храма

Конечно, ни один из них не сохранился (по преданию, Евпатий Коловрат, вернувшийся в город из дозора, увидел «токмо пепел и пыль»).  Рядом с останками церкви Бориса и Глеба в XVII века был поставлен деревянный храм. В 1836 году местный житель, любитель старины Дмитрий Тихомиров приступил к раскопкам на месте Старой Рязани.

Цель нашего исследования была единственно та, чтобы по снятии насыпи, глубже в материке, открыть место погребения великих князей и архипастырей рязанских.

И ведь нашли! Саргофаги сохранились под полом церкви. А украшения и одежда указывала на принадлежность погребенных к княжескому роду. Над могилами в 1886 году появилась часовня, а в 1913 — 1914 годах «иждивением местной помещицы Стерлиговой» — новый кирпичный храм.

Тут можно ходить, лежать, бесконечно сидеть на берегу Оки....... Не так давно был установлен поклонный крест

Машину все это время заботливо сторожили :) Дима мне запрещает кормить всех собак и кошек колбасой, но я все равно кормлю. Нельзя же не!

Съели бутерброды, попили чаю из термоса и поехали дальше. Но! Вечером, после нашего феерического заезда по области, все равно вернулись на этот мост, потому что не нашли другой дороги в Касимов.

И снова Старая Рязань, уже на закате

Наверное, это самое лучшее время. И с октябрем нам повезло.

Еще про Старую Рязань рекомендую очень подробный и хороший пост Марины maria_anashina.