Categories:

Туннель под Эльбой. Как мы оказались в Штайнвердере

Туннель под Эльбой — м.б. самая известная и интересная достопримечательность Гамбурга. Он считается одним из самых старых подводных тоннелей Европы, «памятник инженерной мысли начала XX века», так что попасть в него хотелось и очень!

Вход в туннель удачно расположен в комплексе строений вокзала Landungsbrücken, откуда мы уходили на 62-м «маршрутном» катере в 40-минутное путешествие по Эльбе и куда же и вернулись.

Серый купол в центре - вход в туннель
Серый купол в центре - вход в туннель

После этого мы как раз и хотели пройти туннель пешком. Но ведь если мы уйдем из Гамбурга на южную сторону, в порт, значит, нам как-то придется оттуда возвращаться, логично? То есть или тут же идти обратно по туннелю, а второй раз это уже не так интересно, или.....

Но Лена, как обычно, блистательно нашла приключений на задницу и себе и мужу. Мы вышли с нашего «Алладина», прогулялись до пирса № 1, полюбовались на исторические кораблики 

И тут я увидела, что  народ садится в другой кораблик, маршрут № 73. А кататься-то по билету «на метро» можно сколько угодно. Я завопила — давай быстрее, мы вскочили в кораблик, и тут Дима такой — эээ, а куда он вообще идёт? 0_0

Видно, что кораблик меньше, потому что маршрут не такой популярный
Видно, что кораблик меньше, потому что маршрут не такой популярный

Оказалось, что этот маршрут пересекает Эльбу и уходит в глубь Гольяново заречного района Штайнвердера, где нам вообще делать нечего 0_0 Но первая остановка у него была удачно на «музыкальной набережной», ровно напротив Ландунгсбрюкен.

Вообще, очень интересно то, что мы видели — «большая» музыкальная жизнь Гамбурга сосредоточена вокруг Эльбы. Совпадение? Не думаю!

Тут вам и новое огромное здание Эльбской филармонии, и стеклянный  Оперный театр , мимо которого мы проплывали час назад, и теперь вот целый бульвар мюзиклов. Он появился на месте бывшей верфи Штюлькен. В 1994 году здесь был построен Театр им. Хафена (Театр в гавани). Затем в 2013 году был рядом с ним был построен театр Стейдж Энтертейнмент.

Это европейская франшиза. По состоянию на март 2016 года «Stage Entertainment» и её «дочки» управляют девятнадцатью театрами, где проходят их постановки. В Москве их мюзиклы идут в МДМ.

Выскочили, кораблик ушел, вся цивилизация на другом берегу. Что делать? Смотрим вокруг. Перед театром разбит забавный бульвар, тут такое все, очень немецкое

Та же прекрасная девушка с фасада

Никто не ждал испанскую инквизицию

От слона Дали мы ажно засупонились там.  Решили отдохнуть, попить пива. Выяснилось прекрасное — пиво продается в фирменном «музыкальном» стаканчике, дороже, чем надо бы. Но если сдать стаканчик, то получаешь какую-то денежку. А если не хочешь сдавать — будет сувенир на память о мюзикле!

И вот мы сидели, думали, что делать дальше и вдруг до меня дошло! Мы же оказались там, где нужно! Эльб-туннель как раз и приходит куда-то сюда, посмотрели на карту — точно! Идти до второго входа через территорию порта недолго совсем. Ура!

На набережной плакатики про историю этого района.

История самого этого района тоже очень интересная. Штайнвердер (немецкий «stein» камень, «werder» (архаичный) остров или полуостров, перевод «каменный полуостров») — морской промышленный район на южном берегу Эльбы, с постоянным населением в 2016 году всего 38 человек.

Когда-то Штайнвердер назывался Нордерсанд (Северные Пески) и был островом до тех пор, пока средневековое строительство дамб не использовало его в качестве сельскохозяйственной земли. После Великого пожара 1842 года на острове было сброшено столько мусора, что он значительно поднялся над уровнем реки. Это привело к смене названия на «Каменный остров».

В середине 19 века в районе появились первые верфи. Решающий поворотный момент наступил в 1877 году с основанием верфи Blohm & Voss. На рубеже веков гавань была расширена. Штейнвердер был сильно поврежден во время бомбардировки Гамбурга во Второй мировой войне. После Второй мировой войны англичане продолжали сносить верфи Штайнвердера. Многие крупные верфи, в том числе Штюлькен и Шликер, исчезли, а B & V меньше, чем раньше.

Сейчас Штайнвердер образует вместе с соседним районом Кляйнер-Грасбрук  восточную часть порта Гамбург. Район включает в себя порт и связанные с ним промышленные и торговые районы, включая верфи. Жилищного жилья мало или нет. 

Мост Кельбранд соединяет Штайнвердер с Вальтерсхофом на западе, соединяя две половины порта. Это второй по длине мост в Германии, который был открыт в 1974 году. 

По дороге к туннелю мы увидели еще одну «остановку» речных маршруток. Совершенно безлюдное место, кругом порт, но и здесь висит расписание и стоит автомат по продаже билетиков!

У входа в Эльб-туннель движуха, это действительно очень популярный «аттракцион»

А ведь когда-то он буквально спас Гамбург от транспортного коллапса и серьезной социальной проблемы. 

В конце XIX века Гамбургский грузовой порт St. Pauli, располагавшийся на правом берегу Эльбы, перестал справляться с объёмом перегружаемых грузов, и его начали расширять за счёт территорий, находящихся на противоположной стороне реки — в районе Штайнвердер. К 1895 году в новой части порта работало уже 20 тысяч докеров, которым было необходимо каждое утро попадать на работу и каждый вечер возвращаться домой. Паромы, курсирующие поперёк русла реки, стали серьёзной помехой для движения грузовых судов и пассажирских лайнеров, приходящих в порт Гамбурга. Проблемой являлась также зависимость паромного сообщения от погоды (например, во время ледохода часть паромов не могли выходить на реку). В то же самое время для того, чтобы попасть к новым территориям порта по суше, через единственный мост, требовалось проделать путь около 12 километров.

Открытие туннеля
Открытие туннеля

Отсутствие удобного пути к рабочим площадкам вызывало серьёзную социальную напряжённость. Существующие паромы всё хуже и хуже справлялись с постоянно увеличивающимся пассажиропотоком. Мало того, что портовым рабочим приходилось по нескольку часов ждать своей очереди на паром, при переправе они не были защищены от солнца и осадков. Произошло несколько несчастных случаев, связанных со столкновениями паромов и морских судов. Всё это стало одной из основных причин забастовки докеров 1896 года.

Было рассмотрено множество способов решения проблемы. Мост, позволяющий проходить океанским судам, должен был бы иметь высоту 55 метров. Помимо того, что столь высокий мост имел бы колоссальную стоимость, он потребовал бы длинных пандусов, которые в условиях плотной застройки центра Гамбурга было бы просто негде разместить. Поворотный мост занимал бы много места и мешал судоходству по Эльбе. Изучался также вариант канатной дороги, но в 1901 году гамбургский Сенат принял решение о строительстве тоннеля под руслом реки по примеру туннеля под рекой Клайд в Глазго. Было выбрано одно из самых узких мест Эльбы — протяжённость туннеля составила 426,5 метров.

В 1907 году началось строительство тоннеля по проекту инженера Людвига Вендемута. Руководство строительством осуществлял Отто Штокхаузен. Проходческий щит представлял собой отрезок трубы диаметром 6 метров, равным внешнему диаметру тоннеля. Щит подавался вперёд с помощью домкратов, грунт извлекался наружу, стены тоннеля позади щита сразу же бетонировали. Для того, чтобы в штольню не проникала вода, в ней постоянно поддерживалось повышенное давление воздуха. По этой причине ряд рабочих были подвержены кессонной болезни, трое из них погибли, несколько сотен серьёзно пострадали.

К 1911 году работы были завершены. Всего на строительство тоннеля было нанято 4400 работников. Общая стоимость сооружения составила 10,7 миллионов золотых марок. Однако несмотря на огромную стоимость, тоннель доказал свою экономическую эффективность. Имея пропускную способность до 14 тысяч человек в час, он в течение нескольких десятков лет переправлял на противоположный берег 20 миллионов человек ежегодно.

Перед открытием тоннеля была напряжённая дискуссия о стоимости пользования тоннелем. Социал-демократам в Сенате Гамбурга удалось настоять на том, чтобы переправа по тоннелю для пешеходов была бесплатной. Стоимость проезда легкового автомобиля, порожнего грузовика, конного экипажа или повозки, запряжённой ослом, была определена в 50 пфеннигов; гружёные машины оплачивали проезд в зависимости от массы груза. Отдельная плата предусматривалась за перевод собаки.

Лишь в 1970-е годы с введением в строй нового восьмиполосного автомобильного тоннеля под Эльбой значение старого тоннеля стало уменьшаться и перешло скорее в инженерно-историческую плоскость. Примерно в это же время, благодаря контейнерным перевозкам и автоматизации логистического процесса стало уменьшаться количество докеров.

Тем не менее, и в настоящее время тоннель выполняет транспортную функцию. Ежегодно с его помощью Эльбу пересекает 220 тысяч автомобилей, 60 тысяч велосипедов, 700 тысяч пешеходов. Для автомобилей (ширина которых не должна превышать 1,9 метра) тоннель открыт в дневное время по будням, стоимость проезда составляет 2 евро; для пешеходов и велосипедистов тоннель работает круглосуточно и бесплатно.

С 2003 года сооружение находится под охраной государства как историко-культурный памятник. 7 сентября 2011 года — к столетию со дня открытия тоннеля — он был признан «историческим символом инженерно-строительного искусства Германии». В таковом качестве тоннель играет роль не только транспортного сооружения, но и объекта культуры. 

Ежегодно в последнее воскресенье января проводится марафонский забег, участники которого должны пересечь Эльбу по тоннелю в общей сложности 48 раз. В мае-июне в тоннеле организуется выставка современного искусства ElbArt. В честь столетнего юбилея Старого тоннеля министерство финансов Германии выпустило памятную серебряную монету 10 евро.

Устройство тоннеля

Тоннель длиной 426,5 метров состоит из двух параллельных ходов внутренним диаметром 4,8 метров каждый. Он изначально проектировался не только как пешеходный, но также для перемещения автомобилей (которых в начале XX века было не так уж много) и конных экипажей. В связи с этим высота тоннеля сделана достаточной для того, чтобы кучер мог размахнуться хлыстом. Потолок тоннеля первоначально находился на 18 метров ниже уровня воды и в трёх метрах от дна Эльбы. Когда в 1980-х годах проводились работы по углублению фарватера, расстояние от тоннеля до дна реки сократилось до одного метра, и свод тоннеля был дополнительно укреплён железобетонными плитами.

Мы входим в Южный вход. Он был частично разрушен во время англо-американских налётов второй мировой войны и воссоздан в более скромном виде. 

Введите описание картинки
Введите описание картинки

Отличительной особенностью Старого Гамбургского тоннеля является отсутствие подъездных путей — люди и автомобили попадают в тоннель с обоих берегов реки путём подъёма и спуска на лифте. 

Фигушки! Нам пришлось идти пешком по лестнице и вниз, и вверх, но в общем не жалко и очень красиво

Сейчас пешеходы спускаются и поднимаются пешком!
Сейчас пешеходы спускаются и поднимаются пешком!

Каждый из входов в тоннель оборудован четырьмя грузовыми и двумя пассажирскими подъёмниками, функционировавшими без замены более 90 лет. 

Лишь в 2000-х годах в ходе реконструкции несущие конструкции подъёмников были заменены. Каждый из грузовых подъёмников рассчитан на перемещение одного автомобиля длиной до 9 метров и массой до 10 тонн. Пешеходы могут также спуститься в тоннель по лестницам, пристроенным вдоль стен подъёмных шахт.

Уже на лестнице начинается красота

Вылысыпыдысты ждут очереди в лифт

И вот туннель

Немножечко все-таки страшно :) Нам нами целая ЭЛЬБА!

Своды тоннеля отделаны керамической плиткой. Стены украшены рядом барельефов из майолики, в основном на морскую и арктическую тематику. Циркуляция воздуха обеспечивается турбинами, установленными под потолком. Тоннель разделён на тротуары и проезжую часть, оборудованную лежачими полицейскими.

К тому же в некоторых местах зачем-то проковыряли дырки и мы таки ээээээ

Тротуарчики для пешеходов совсем не широкие, я представляю, как 20 тысяч человек каждое утро шли на работу и обратно.

Ага, вон в потолке тоже дырка!
Ага, вон в потолке тоже дырка!

Ну и конечно, они, родимые, тут клювом щелкать особенно не стоит!

Проходим туннель, поднимаемся наверх уже в Гамбурге.

Здесь сейчас ремонт, но даже загородки тематические :)

Да, туннель работает по расписанию! Утром только в одну сторону, вечером в другую

Северный вход в тоннель расположен в богато украшенной кирпичной ротонде под медным куполом, с треугольным фронтоном и колоннами. Википедия

 Не Гауди, конечно :)

Вход для пешеходов красивый

А мы возвращаемся на причал, чтобы получить заслуженную награду за прогулку!

Нас ждёт Репербан 0_0

Что можно успеть за один день в Гамбурге 

Зоопарк Хагенбека 

флактурм — башни над Гамбургом 

памятник Бисмарку 

церковь св. Михаила — вверх и вниз 

церковь св. Николая 

Ратуша 

Репербан 

где поесть в Гамбурге

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 17
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.