glukovarenik

Category:

Год Ту-144 в Жуковском

Год назад я опубликовала свой первый пост о Ту-144 :) 31 декабря 2018 года в Жуковском (ну не только конечно) отмечали 50 лет первого полёта сверхзвукового самолёта в СССР. Почему в Жуковском? Потому что он поднялся с нашего аэродрома в ЛИИ 31 декабря 1968 года. Первый полёт продолжался 37 минут.

В городе этот день праздновали, был вечер встречи в ДК, там присутствовали все, кто делал это огромное дело 50 лет назад. И организовали блог-тур на территорию ЛИИ и в музей ЦАГИ.

Сколько было снега год назад! *убежала рыдать*
Сколько было снега год назад! *убежала рыдать*

И тут мы видим, что на аэродроме ЛИИ сохранились ДВА самолета Ту-144! В приличном состоянии, что удивительно и даже чудесно. Своей сохранностью (это все признают) они обязаны фактически одному человеку, Алексею Николаевичу Амелюшкину, который все эти годы спасал их от разграбления и уничтожения.

Тогда я еще не знала, что уже несколько лет разрабатывался проект установки одного из самолётов где-то в Жуковском — как памятника. Им занимался благотворительный фонд «Легенды Авиации», но дело шло туго, потому что это во-первых, огромные средства, а во-вторых — огромная бюрократия. Взять и забрать такой самолет с территории ЛИИ!

При этом все равно в городе шли какие-то разговоры, рассматривались разные варианты для установки — и центр города, и въезды. 

И вот весной озаботились уже как следует (а кто озаботился? Конечно, глава города Юрий Прохоров, без его инициативы все, м.б. так бы и тянулось) и все заверте..... Нашлись деньги, часть насобирали. В результате народного голосования было выбрано место на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева (ну да, с топонимами у нас эээ проблема).

Были проведены аукционы по выбору подрядной организации, заключили контракты. Памятник планировали установить ко Дню города и авиакосмического салона МАКС-2019 (август). Так и получилось :)

Но! Вес самолёта превышает 120 тонн, длина - более 65 метров, высота - 12,5 метра, а размах крыла составляет 28 метров. Последний раз борт  77114 (его выбрали для превращения в памятник) летал 20 лет назад (в 1996 году он был переоборудован в «крылатую» лабораторию Ту-144ЛЛ и совершил 32 полёта в рамках американо-российского проекта по разработке технологий для создания сверхзвуковых пассажирских самолётов нового поколения. И он был последним Ту-144, который поднимался в небо). То есть количество работы, которую надо было делать для восстановления самолёта, трудно представить. 

Помогали волонтеры музея ВВС Монино, очень много работ выполняли специалисты ЛИИ им. Громова, АО «Гражданские самолеты Сухого», научно-инженерной компания «НИК», ПАО «Туполев». Красили самолёты (оба — и 77114 и 7715) на деньги аэропорта «Жуковский», а «Аэрофлот» отморозился вообще!

Второй самолет остался в ЛИИ и его все желающие могли увидеть и снаружи и изнутри во время МАКСа. В него стояли огромные очереди.

А я к тому времени уже вышла работать в газету «Авиаград Жуковский». И поэтому у меня теперь много эксклюзивных фотографий :)

Вот например 12 июля отстыковывали плоскости крыла. Это огромная работа, там одних болтов 560 штук на каждую полу-плоскость. 

То есть кто-то (и я даже знаю точно, кто!) эти болты сначала отвинчивал, а потом завинчивал. 

А перед этим отмывали от краски, отчищали от ржавчины

Как мне рассказали ребята из Монино, «мы этот самолет буквально руками перебрали уже три раза за эти годы».

Это все фотографии начала июля, когда я сидела внутри самолета и тосковала :) Там было много неразберихи, это все закрытая территория, меня впустили внутрь, довезли до самолета (пешком нельзя ни в коем случае), в это время все увезли второе крыло (да, на самом деле крыло одно, но так понятнее) на место установки памятника, в общем был немножечко бардак :)

Зато можно было порулить Ту!

Кстати, крылья отстыковывали не один раз! Первый раз перед покраской, потом поставили на место, и вот второй раз уже перед перевозкой 0_0

Самое сложное — транспортировка фюзеляжа к месту установки памятника. Крылья-то увезли, но самое главное надо было перекатить по огромной городской развязке. А там провода, дорожные знаки, сосны!

16 июля в 4 часа утра начали вывозить фюзеляж из ЛИИ. Я сама напросилась работать, пропустить такое было невозможно. Даже Дима встал и приехал со мной перед работой.

Ох, это было эпично! Толкали и тащили авиационным тягачом, буквально по 10 см.

Самое-самое — Ту-144 над Туполевским шоссе. Движение в 5 утра было небольшое, но народ там высовывался в обалдении из машин :) Было несколько видео в инстаграме в этот день.

А тут же еще и заправка около проходной

Очень люблю это фото

И это тоже.

Вообще, такое, духоподъемное зрелище. Все вместе, все службы, и пожарные, и ГИБДД, и мужики радостно кинулись сворачивать столб, когда поняли, что не проходит.

Катили на место долго, часов 5. Закончили только в 9 утра. Тягач предоставило руководство «ПАО Туполев» и ЛИИ им.Громова. Александр Соловьев и Юрий Тарасов – представитель авиационной службы ЛИИ руководили этим процессом, а водитель Тарас ювелирно двигал ЭТО — вес фюзеляжа 6 тонн, а самого тягача 36 ТОНН 0_0

А потом лайнер снова собирали, поднимали на опорные стойки, готовили к открытию. Площадку охранял один человек, там установили пост охраны.

А 24 августа ОТКРЫЛИ!!!!!

Заслуженный летчик-испытатель Валерий Федорович Ваньшин представляет Павла Проскурню. Паша теперь герой Жуковского, он делал почти всю техническую работу по самолету.

И не только он! В красном платье Виктория Струц, авиа-реставратор музея ВВС Монино. Её руками делается вся «женская работа». Ее, кстати много, потому что женская кисть и пальцы при разборке самолета пролезут туда, куда не достанут мужчины. Это к вопросу о разделении труда

А Паша... «Паша организовал людей, которым было не все равно. И практически вся основная работа была сделана руками волонтёров — людей, которые приезжали в свое свободное время. Внутри самолета попытались максимально сохранить и законсервировать все так, чтобы потом можно было пользоваться самолетом. Спасли всю электрику, многое другое. »

Есть проект по строительству музея рядом с самолетом. Уже полностью готов проект, рассчетно-сметная документация. Большим музей не получится, фонд «Легенды авиации» планирует здание примерно 200 кв. метров. 

Внук Туполева, тоже Андрей Туполев. «Некрасивые самолеты не летают!»

И в тот же день, как только открыли памятник, к самолету приехала первая свадьба :))) Гости сказали, что невеста ОЧЕНЬ хотела, чтобы к свадьбе открыли памятник. Пожалуйста!

В общем, вот у нас теперь есть Ту-144. Приезжайте!

***

50 лет первого полета ТУ-144

Музей ЦАГИ, Жуковский

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 17
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.