glukovarenik

Categories:

Горхолл, Таллинн

Горхолл (городской холл, эст. Tallinna Linnahall) — культурно-спортивный комплекс в Таллине, Эстония. Расположен на берегу залива, рядом с Пассажирским портом и в непосредственной близости от стен старого города Таллина. Строительство завершилось в 1980 году, к открытию летней Олимпиады.

Это одна из самых больших и самых странных достопримечательностей Таллинна. Те, кто приезжают погулять по Старому городу, могут её даже и не заметить. Хотя с башни Святого Олафа прекрасно видно (справа от трубы) что-то странное.

22-е Летние Олимпийские Игры проводились в Москве в 1980 году. Поскольку материковая Москва не имела подходящих сооружений для проведения парусных состязаний, миссию проведения олимпийской регаты возложили на Таллин, столицу Эстонской ССР. Началась масштабная реализация множества инфраструктурных, жилищных, инженерно-технических, транспортных, спортивных и общественно-культурных проектов. Одним из них стал Дворец Культуры и Спорта им. В. И. Ленина, с закрепившимся позднее названием — Горхолл. 

Массивное железо-бетонное сооружение гармонично вписалось в береговую линию, не нарушая целостности открывающейся с залива панорамы исторической части города. При облицовке использован камень известняковых и доломитных пород местного происхождения. Главныe архитекторы проекта — Райне Карп, Рийна Алтмяэ и Юло Сирп. В составе коллектива, работавшего над созданием и воплощением проекта, они в 1984 г. были награждены Государственной премией СССР.

Комплекс также оборудован вертолётной площадкой, Tallinn Linnahall Heliport, откуда совершались регулярные полёты в Хельсинки компанией Copterline, и небольшим портом для катеров компании Linda Line.

Вот здесь, под этой площадью - огромное подземное пространство!!!!
Вот здесь, под этой площадью - огромное подземное пространство!!!!

В Горхолле было два зала — большой зал (около 5000 зрительских мест) и ледовых холл (3000). Мы каждый раз приходим сюда с Димой (все фотографии, кроме первой  январские) — он вспоминает, как ездил сюда с родителями на концерты из Хаапсалу, смотрели здесь первый раз в жизни ледовый балет.

А Лена, московская подруга, у которой в Таллинне живёт мама и с которой мы в этот раз встретились хотя бы на час там!!!! рассказала, что мама как раз была архитектором, работала в бюро, которое строило Горхолл. И им в награду подарили билеты на первый концерт в нем. Приезжала Пугачёва1111. И потом Лена с классом отмечали здесь выпускной вечер, это было необычайно круто. Там все было не такое. Представляете, это в Эстонии, которая для нас была как заграница. А для них таким был Горхолл :)))

Горхолл активно использовался до 2001 года, а потом построили «Саку Суурхалль» (эст. Saku Suurhall) — крупнейший концертный и спортивный холл Таллина и Эстонии. 

Зал вмещает до 10 000 человек. В «Саку Суурхалль» проходят матчи по баскетболу и по хоккею. Комплекс открылся в 2001 году перед Конкурсом песни Евровидения 2002 года. Своё имя арена получила от компании «Саку» (эст. Saku) — крупнейшего эстонского производителя пива, который финансировал строительство.

И всё. Горхолл умер :( 

Уже много лет комплекс находится в заброшенном состоянии. Вроде как различные части до сего дня используются (читала, что помещения снимают 14 арендаторов), но «былая значимость сооружения предана забвению и состояние его год от года ухудшается».

Сейчас внутрь зайти нельзя, все входы заварены решетками. Но! Горхолл — отличная смотровая площадка.

Очень рассмешило замечание в одном из рассказов, что лучше приходить сюда в тёплое время года, а «в холод сюда лучше не соваться — сдует и продует балтийским ветром». Нууууу, это Таллинн, детка! Здесь и летом может быть эээээ долбунец.

С 2010 г. город строит планы реконструкции комплекса — возможно они осуществятся, когда найдется крупный инвестор.

Что интересно! Горхолла будет много в новом голливудском блокбастера Tenet (Догма) Кристофера Нолана!!!! Мы съездили в Таллинн, вернулись домой и пошли в кино на последние ЗВ. Там первые полчаса показывали разные трейлеры, в том числе и огромный! на 7 минут трейлер это фильма (в сети его нет :(, на ютубе только официальный тизер на 1,5 минуты и там совсем другие кадры). И вот там — с первых секунд экшн развивается именно в Горхолле! ну то есть по сюжету это Украина (рука-лицо) и там какой-то захват какого-то президента (снова рука-лицо), но показывают как машины спецназа заезжают по этим лестницам, боевики штурмуют подземелья Горхолла и все такое. Очень зрелищно, и нам, как фанатам, видимо, придется идти на фильм только ради этих нескольких минут :) Понятно, что «внутренние интерьеры» снимались в другом месте и все полностью смоделировано, но вот наружные сцены точно снимали на Горхолле!

Дима еще засомневался, потому что в реальной жизни туда заехать невозможно, только ножками, но!

Источник фото эстонский новостной портал. так что ждем летней встречи с Горхоллом :)

Больше фотографий в посте perisher_13 . Ну в общем, все одинаковое, у него летние, а у меня ээээ зимние.

Про вертолет! Там все сложно (с) Вертолеты с этой площадки летали с 2001 по 2005 год. 28 рейсов в день, до Хельсинки лететь 18!!!! минут. Рейс был очень востребован среди бизнесменов, тем, кому «по делу срочно».

 Самолет летит 35 минут, и еще регистрация, то-сё, скоростной катамаран идет по морю час, паром 2 часа.  Но 10 августа 2005 года вертолет Sikorsky S-76C+ с 14 людьми на борту (2 члена экипажа и 12 пассажиров) упал в море. Через какое-то время его нашли под водой, все пассажиры были пристегнуты. В 2007 году уголовное дело было закрыто и в 2008 компания возобновила полеты. Но тут грянул кризис, летали они меньше года. 

В 2011 году снова начали летать! Вот здесь подробно и очень хорошо показан Горхолл на взлете и подлёте с моря. А летают ли они сейчас — я так и не поняла 0_0

И хорошая статья Иосифа Каца на эстонском русскоязычном портале «Столица» (уже удалена, ссылка не активна), которая возможно многое объясняет.

***

Растворение в среде

Зубоскалы начала двадцатых годов (очевидно, имеется в виду прошлый век) любили подчеркивать: главное достоинство здания Рийгикогу заключается в неприметности — из-за стен замка Тоомпеа разглядеть его невозможно.

Велико было бы их удивление, узнай они, что не за горами время, когда умение архитектора практически полностью «растворить» здание в окружающем его пейзаже будет считаться достоинством.

Эталоном нового направления стал знаменитый «Дом над водопадом» — вилла, возведенная американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом в 1939 году, через неполных три десятилетия признанная архитектурной классикой.

Братом ее — если не родным, то двоюродным — определенно применительно к местным, эстонским, реалиям можно считать здание пляжного павильона в Нарва-Йыэсуу, не пережившее, к сожалению, Второй мировой войны.

Официальные приоритеты архитектурной политики послевоенной Эстонской ССР едва ли позволяли спроектировать, а тем более реализовать в реальности постройку, умышленно неприметную на фоне природного ландшафта.

Потребовалось более четверти века чтобы сама идея возведения подобного здания встала на повестке дня. Пора реализации наступила и того позже, причем в непосредственной близости от центра столицы.

Именно тогда в мае 1976 года в Таллинне был заложен комплекс, получивший в духе своего времени громоздкое официальное имя — «Дворец культуры и спорта имени Владимира Ильича Ленина».

Привкус политики

Гордость комплекса, — амфитеатр главного зала, способный вместить четыре тысячи триста зрителей

В плане неприметности нынешний Горхолл, похоже, — чемпион абсолютный и неоспоримый.

Ладно, туристический путеводитель по Пыхья-Таллинну молчит о нем. Но даже солидная краеведческая монография «История Каламая» уделяет зданию всего пять скупых строчек.

Причина немногословности, возможно, раскрывается последним их предложением: «В конце восьмидесятых — начале девяностых Горхолл превратился в центр важных политических событий».

Из песни слов не выкинешь. Однако закрывать глаза на одну из самых необычных и едва ли не самую масштабную постройку Таллинна только за то, что на ее ступенях проходили митинги противников восстановления независимости Эстонии, — нелепость.

В конце концов, авторы здания — Райне Карп, Рийна Алтмяэ, Юло Сирп — проектировали широкие наружные лестницы вовсе не для того, чтобы на них стояли озабоченные женщины и суровые мужчины под красными флагами.

Да и Золотую медаль Международного союза архитекторов заслужил Горхолл не за то, что первым мероприятием, проведенным в его зале, стало празднования сорокалетия провозглашения ЭССР.

Справедливости ради стоит добавить, что и Народный фронт, сыгравший ведущую роль в восстановлении государственности Эстонии, проводил свои мероприятия в помещениях того же Горхолла…

Политика — политикой, а архитектура — архитектурой. Комплекс, возведенный в Таллинне к проведению Олимпийской регаты-80, явно принадлежит второй в большей степени, чем первой.

Символический мост

В начале семидесятых среди градостроителей и планировщиков бытовала горькая шутка: о море в центре Таллинна напоминают разве что чайки.

Птицам, конечно, никаких преград не было. Но для горожан и гостей города добраться до береговой линии, отрезанной от Старого города складскими и промышленными зданиями, было невозможно.

Решение строить зрелищное сооружение в качестве «моста к морю» была революционной. Возможно, даже слишком революционной: горячие головы предлагали снести всю четную сторону бульвара Мерепуйстеэ, композиционно увязав Горхолл с гостиницей «Виру».

Удивляться нечему: промышленной архитектуре времен зарождения капитализма, СССР в ценности отказывал. Зато к вертикалям готических и барочных шпилей Старого Таллинна уже начал относиться с изрядным пиететом.

Дворец культуры и спорта — здание, безусловно, современное — ни в коем случае не должно было закрывать вид на историческую застройку центра столицы с рейда. Напротив — формировать для нее своего рода «пьедестал».

Кроме всего прочего, проектируемый объект должен был накрыть собой не самую живописную «изнанку» припортовой зоны. Прежде всего — бесконечные подъездные пути железной дороги, ликвидировать которые никто тогда и не планировал.

С возложенными задачами приземистое, словно распластанное здание справилось отлично. Озелененный дерн, покрывающий часть его стен, еще больше усиливал схожесть с естественной природной возвышенностью.

«Концепция и градостроительная привязка здания идеалистически-пуристская, — писал в 1983 году альманах «Эхитускунст». — Оно приобретает символический смысл: суровый бастион северной культуры…»

Путь к признанию

Газетные статьи, посвященные открытию первой очереди дворца культуры и спорта, восторженно перечисляют его количественные параметры.

О качественности предпочитали деликатно умолчать: весь город видел, что строительство шло авральным порядком. Бывало, что сложные бетонные конструкции приходилось лить в лютый мороз.

Но не техническая амортизация, наверное, послужила основной причиной того, что по прошествии всего десяти лет после сдачи в эксплуатацию, популярность Горхолла среди таллиннцев начала медленно, но верно снижаться.

Первые лет десять после открытия бесконечные лестницы и открытые всем ветрам террасы еще использовались в качестве площадок для свадебных фотосессий, но в профессиональных кругах за зданием закрепилось прозвище «зиккурат».

Пожалуй, неслучайно: с зиккуратами, гигантскими храмовыми комплексами Месопотамии, послужившими первоосновой легенд о возведении Вавилонской башни, приморский таллиннский колосс явно имел и имеет нечто неуловимо-схожее.

Архитектурные критики еще в первой трети восьмидесятых годов предупреждали: планировка здания четкая и логическая, безошибочная. Но потому — лишенная той частицы иррациональности, которая предает постройке «человеческое измерение».

Пребывающий с начала нынешнего тысячелетия в состоянии то ли глубокого анабиоза, то ли и вовсе — летаргии, уникальный архитектурный комплекс на берегу Таллиннской бухты, переживает явно не лучшие времена.

«Не лучшие» вплоть до того, что один из потенциальных инвесторов лет десять тому назад предлагал полностью снести Таллиннский городской холл, застроив его территорию рядом жилых и коммерческих зданий.

Градостроительной мудрости тогдашним столичным властям хватило: варварский проект, удивительным образом нашедший негласную поддержку Союза архитекторов, был однозначно отклонен.

Более того: еще в 1997 году один из проектировавших спортивно-зрелищный комплекс архитекторов — Райне Карп — разработал эскиз модернизации постройки и превращения ее в конференц-центр.

Тогда же Таллиннский городской холл был взят под государственную охрану — как признанный памятник архитектуры. С формулировкой «выдающееся строение своего времени».

***

В прошлом месяце Таллиннская городская управа подготовила проект постановления, согласно которому все прежние планы и договоренности, касающиеся Горхолла, будут признаны аннулированными.

Тем же проектом предусматривается: к началу апреля будущего года управа предоставит горсобранию программу реконструкции комплекса, которая будет предусматривать и предложения по продаже граничащих с ним участков недвижимости.

Продажа или даже просто сдача в аренду архитектурного колосса по частям — выход, разумеется, не лучший. Но в сложившейся ситуации, возможно, единственно приемлемый, дарующий Таллиннскому городскому холлу реальный шанс возродиться.

Потенциал Горхолла определенно не исчерпан. Главное — научиться видеть в нем уникальную частицу архитектурного облика Таллинна, а не рядовой памятник ушедшей эпохе «развитого социализма».

Йосеф Кац, «Столица»

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 18
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.