Неизвестный Ренессанс... и не только
В праздники первый раз (наконец-то) добралась до «Центра искусств. Москва», более известного как «выставочный зал под ХХС». Слышала я про него давно, несколько раз наблюдала дикие очереди, стоящие в садике рядом с храмом. 7-го марта ехала и боялась, что тоже будет толпа страждущих припасть к Высокому, но внезапно нет.

Как написано на сайте — «здесь представлены шедевры живописи из частных собраний, которые никогда прежде не демонстрировались широкой аудитории. Экспозиция Центра постоянно меняется: одни полотна возвращаются в частные собрания, их место занимают другие. Раз в несколько месяцев открывается новая выставка шедевров»

Шедевры, которых нет в музеях. По-моему, отличный слоган :) Снобский да, елитный. Тем и берут. Приятно почувствовать себя не как все, тем более, что в 5 минутах ходьбы еще 3-4-5 великолепных музея. Но там эдак, а здесь так.... камерно.

Пространство полностью расположено под землей, окон и естественного освещения нет, так что свет имеет большое значение.
Вообще, музей небольшой. Но там СТОЛЬКО всего. Каждая комната — сокровищница. Шла-то я на «Реннесанс», но по дороге к нему насмотрелась прекрасного....

Первый слева зал — Европа (имейте в виду, что экспозиция-то постоянно меняется). Там совершенно чУдное.



Не то, чтобы удивительно, скорее закономерно. Но печально — многих имен даже не сохранилось. «По всей видимости», «вероятно», оставил монограмму и т.д.
Вот эта совершенно прекрасная Мадонна (правда, Дима, увидев ее, в ужасе воскликнул «что с ней?» Рахит? А также корь, и дифтерит у них, и оспа, и бронхит у них....)
От автора тоже сохранилось только «условное имя» — Мастер портретов принцев. Получил он его от группы стилистически однородных произведений. Писал придворных и такие небольшие иконы. Все они были складными, состояли из нескольких створок.
Примерно 1490-е годы.
В следующем зале что-то «прикладное». Шкатулка для шалей *зарыдала*

Георгий Победоносец с совершенно детским лицом


Русские мастера тоже есть, конечно.

КРЫМ!!!! Наш Васильев Федор Александрович, 1873 год
Наше все маринистики тоже присутствует. Тут я совершенно неприлично заржала

Россияне, которые не хотят возвращаться в 14-дневный карантин. Извините, кого обидел.
Совершенно меня поразил Его Величество Шкаф!

Деревянный резной шкаф-книжница был создан по проекту И.П. Ропета для русского павильона на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго. Предназначался для хранения собрания сочинений Льва Толстого и декорирован многочисленными пирографическими портретами писателя, его скульптурным изображением, а также роскошным львом.
Портреты Толстого выполнены в технике выжигания, за основу взяты работы И.Е. Репина: «Портрет писателя Л.Н. Толстого, 1887»,
«Лев Николаевич Толстой в комнате под сводами», «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу», «Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне» и др.

Фото русского павильона на выставке. Здесь, в музее только передняя часть шкафа, но все равно, это такое торжество китча русского духа, что эгегей!


Мне очень понравилось, что залы небольшие. То есть у голландцев пять картин, три Айвазовских (ну условно) — глаз не замыливается и мозги не устают.
Очередной зал с русскими картинами, там просто сплошной пирдуха.

Григорий Седов «Обращение Владимира в христианство», 1866 год.
Ох ты ж, мама родная Доктор, откуда вы такие картинки берете?

Зато сразу понятно, откуда у нас христианство — угрозы, подкуп и шантаж (с)
Страшные суды тоже можно рассматривать часами. Вот этот огромный — конец XVII — начало XVIII века

Каждое лицо прописано. И как хорошо, что можно стоять, уткнувшись носом, практически, и все это разглядывать.

Обратите внимание!

Тут вспомнила конспирологическую теорию про Великую Пермь. До какого-то времени на иностранных картах есть огромное Пермское царство, с городами, деревнями и т.д., а потом внезапно выжженная земля и типа русские начинают осваивать пустое пространство. Ага-ага. Македонцев-то за что?
Вторая икона поменьше, но такая же увлекательная

Здесь тоже гады в ассортименте

Сразу видно, что был какой-то единый канон и набор обязательных элементов. Но все равно каждый иконописец писал по своему, вкладывал душу (и иногда лицо заказчика-неплательщика в пекло)
Зал, который поразил меня больше всего! И это не ренессанс, на который я пришла! «Старые мастер. Образ и символ». Тут Германия, Фландрия и Голландия.

Справа налево.

Франс Снейдерс. Натюрморт с котом. 1620-е годы. Посмотрите, какая необычная мордочка у кота. Это не наш ЕКШ помоешный. Похож на какого-то ориентального. Привезли из Индии бенгальца?
А тут смычка города и деревни двух профессионалов

Ян Брейгель-младший и Абрахам Виллемсен. «Аллегория Воздуха и Огня. Венера в кузнице Вулкана». Оказывается в условиях конкурентного рынка специализация художников была очень узкая. Поэтому пришлось объединиться. Брейгели традиционно по пейзажу, Виллемсен писал все остальное — лица, фигуры, предметы.
В преддверии 8 марта я повеселилась, как у них все строго — у бабы куры, у мужика железки!

Самый драгоценный угол — слева от входа!

Снова Брейгель-младший, но уже Питер. «Крестьяне у сборщика налогов» 162(?) год

Очень необычная картина. Все знакомое, голландцы, лед, люди на льду, собачечки.... но что-то не так?

Себастьян Вранкс «Зимний пейзаж с катающимися на замерзшем канале (аллегория месяцев декабря и января)». Живописец был под влиянием Питера Брейгеля-старшего, но, в отличие от него, у Вранкса всегда на первом плане крупная фигура. Отсюда сразу диссонанс, потому что глаз привык к такому

Тут я просто обалдела — самая известная картина (ну, для меня) Питера Брейгеля Младшего — вот она!
«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Разглядывать ее можно доооолго, не смотря на небольшой размер. Керлинг?

И я в очередной раз подумала про великую силу искусства. Сколько там было той зимы-то? В смысле Малого ледникового периода. А ведь все Запомнили и Знают, что в Голландии по каналам катались на коньках :) В общем, я абсолютно счастлива, что попала в «Центр искусств. Москва» и увидела эту картину.
А ренессанс? А да, он в соседнем зале :)

Тоже, конечно, уникальные картины, и как хорошо, что их привезли в Москву. Картин не много, представлена в основном флорентийская школа.

«Мадонна с Младенцем» Луки Синьорелли, около 1485 года.
Мадонн там несколько, но эта поразила меня своим русским лицом. Почти Петров-Водкин. Ну, мне так показалось :)
А вот эта Мадонна (почему-то не сфотографировала табличку) поразила меня другим

Посмотрите, как даже не нарисованы, а выдавлены каким-то специальным инструментом узоры на нимбе! Кто-то ведь сидел и тихонечко тыкал какой-то штучкой по свежей золотой краске

А теперь мы можем прийти на Волхонку, и все это увидеть 0_0
За приглашение большое спасибо Наташе pamsik и сообществу
moskva_lublu. Галерея очень понравилась. Кстати, войти в стилобат ХХС можно как с Соймоновского переулка (на фото в начале) так прямо и из метро «Кропоткинская» по указателям.
Режим работы: Вторник – воскресенье: 12:00 – 18:00
Выходной: понедельник
Каждый первый и последний вторник месяца:
БЕСПЛАТНО для школьников и пенсионеров
Билеты: взрослые 400 рублей, школьники 150 рублей, студенты 250 рублей, пенсионеры 150 рублей.
Journal information
- Current price20 LJ Tokens
- Social capital4 030
- Friends of
- Duration12 hours
- Minimal stake20 LJT
- View all available promo