glukovarenik

Category:

Шумят ли аэродинамические трубы?

Я как-то внезапно задалась этим вопросом :) Главное, вовремя, да! Тут, как всегда, совпало несколько разных событий, не одновременно, а так, растянуто на несколько месяцев, но тем не менее. Сначала разговор и фото Т-101 (которая теперь запечатлена на граффити совсем недалеко от моего дома).

Это Самая большая аэродинамическая труба в Европе! А вообще их не мало

Аэродинамическая труба — техническое устройство, предназначенное для моделирования воздействия среды на движущиеся в ней тела. Применение труб в аэродинамике базируется на принципе обратимости движений и теории подобия физических явлений. Объектами испытаний в аэродинамических трубах являются модели натурных летательных аппаратов или их элементов (геометрически подобные, упруго подобные, термически подобные и т. д.), натурные объекты или их элементы, образцы материалов (унос материалов, каталитичность поверхности и т. д.).

В 1897 году К. Э. Циолковский построил прототип аэродинамической трубы собственной конструкции, использовав поток воздуха на выходе из центробежного вентилятора, и впервые в России применил этот агрегат для изучения эффектов, проявляющихся при обтекании твёрдых тел (самолётов, автомобилей, ракет) воздушным потоком.

Под руководством Н. Е. Жуковского при механическом кабинете Московского университета в 1902 году была сооружена аэродинамическая труба, в которой осевым вентилятором создавался воздушный поток со скоростью до 9 м/с.

Первая аэродинамическая труба разомкнутой схемы была создана Т.Стантоном в Национальной физической лаборатории в Лондоне в 1903 году., вторая — Н. Е. Жуковским в Москве в 1906 году.

Первая аэродинамическая труба со свободной струей в рабочей части была построена Гюставом Эйфелем в Париже на Марсовом поле в 1909 году.

В поселке Стаханово (будущий Жуковский) трубы начали строить тоже «в чистом поле» — одновременно с другими корпусами ЦАГИ.

Эти фото сделаны в Демонстрационном центре ЦАГИ, во время празднования 50-ой годовщины первого полета Ту-144.

https://instagram.com/p/CCNxBFHIsZx

А вот это видео сделано уже этим летом. Мы всей редакцией ходили «в концерт» — в Демонстрационном центре открылась выставка «Буран — крылатая легенда», на которую тадамммм! можно было попасть «просто так». Это первый раз, когда такой «закрытый музей» пускает с улицы. Надеюсь, что еще будут такие случаи и выставки и я вас всех обязательно позову!

Модель, кажется, новая, по крайней мере в 2018 году я ее не помню.

Ну так вот, вернемся к трубам. Труб в ЦАГИ МНОГО! Точную цифру не говорят, но все есть в интернете :)))))) На сайте ЦАГИ написано — «более 60 установок, обеспечивающих моделирование условий полета», то есть это и трубы, и пилотажные стенды, и лаборатории статических и других испытаний.

Т-101 (самая большая труба), Т-128 (самая мощная труба) и Т-117 (самая скоростная труба). Предполагалось, что данное мероприятие поможет студентам в выборе направления дальнейшего обучения, профессионального пути, стимулирует интерес к науке.

С Т-101 все более-менее понятно

И снова все то же космическое одиночество маленького человека
И снова все то же космическое одиночество маленького человека

Аэродинамическая труба Т-101 является самой большой аэродинамической трубой в Европе и второй в мире по размерам рабочей части. Сечение сопла составляет 24 x 14 м. Два вентилятора суммарной мощностью 30 МВт создают воздушный поток со скорость до 52 м/c. Эти параметры позволяют проводить испытания при натурных числах Рейнольдса не только полномасштабных моделей, но и самих реальных объектов. 

Установка позволяет получать характеристики для самолетов и вертолетов или их моделей с работающими двигателями или их имитаторами. В аэродинамической трубе Т-101 были испытаны практически все отечественные самолеты и вертолеты, многие образцы аэрокосмической техники, а также объекты промышленности различного назначения.

Аэродинамическая труба Т-128 предназначена для исследования моделей летательных аппаратов на до-, транс- и сверхзвуковых скоростях. Число Маха (не спрашивайте!) потока можно изменять в диапазоне от 0.15 до 1.7. 

Гиперзвуковая аэродинамическая труба Т-117 предназначена для исследования аэротермодинамических характеристик моделей объектов ракетно-космической техники и их элементов. 

А есть еще наша знаменитая «пятерка» — Т-105. 

Ее точно знают все, потому что мы говорим ЦАГИ — подразумеваем «пятерку»

Я ее за последний год фотографировала бесконечное количество раз. Во-первых, это красиво.....

Она вертикальная, как не трудно догадаться

И вот в связи с ней я вообще и задалась вопросом в заголовке! Потому что я недавно брала интервью у прекрасной дамы 1936 г.р., она мне рассказывала, как они были в оккупации, про старшего брата, погибшего за три месяца до Победы, как оказалась в Жуковском. И в конце невзначай — я же слышу не очень хорошо! «Протрубила» 40 лет в 5-ой трубе ЦАГИ, мы её называли «наш самовар». Там и подглохла.

И я так — эээ, да, серьезно, от этого глохнут? Ну, видимо да.

И тут же, буквально, через два дня, я читаю очередной наш срачик в городской фб-группе и там народ меряется, кто настоящий жуковчанин, а кто ниочень.

— тогда вы должны знать, что аэродинамические трубы практически не слышно из города. Я, как родившийся и живущий здесь это знаю😉

— да вы что?) я родился и жил 15 лет во дворе 5го дома, и вы мне будете говорить про трубы?) а как насчет испытаний ночных? А полеты? Да к нам люди приезжали и получали культурный шок от того что у нас настолько громко все и днем и ночью, что им кажется что война началась, а местные не замечают)

— да вы что? Я двадцать лет прожил напротив Т-128. А шум, скорее всего, был из ЛИИ при гонке двигателей, в том числе ночной😉 И мы не про полеты сейчас говорим, а про трубы

— вам виднее, но шум был еще тот, спорить глупо. Или я не прав? ) или может кто то в лии и цаги думает про экологию?)

— открою вам страшную тайну: шум был от ЛИИ, особенно когда на Ту-160 гоняли двигатели по ночам, аж стекла дребезжали. А трубы до сих пор работают, и не так сильно шумят

То есть вам понятен уровень дискуссий в Жуковском, да? :))) ну вот я видимо или совсем глухая с рождения, или до нас «не долетало» — я никогда до этого лета даже не задумывалась, шумят ли аэродинамические трубы.

А почему я показываю вам этот пост сегодня? Потому что именно 15 августа 1939 в ЦАГИ была введена в эксплуатацию аэродинамическая труба Т-101. Та самая, самая большая в Европе. Сегодня ей 81 год :) Поздравляем старушечку, ЦАГИ и нас всех.


promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 18
Buy for 20 tokens
Сделала еще один пост - теперь строго географически Россия Москва Экскурсия в ХХС: пост 1 - Музеон и вокруг, пост 2 - Звонница, пост 3 - подвалы ХХС Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве Симонов монастырь Николо-Угрешский…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.