Categories:

Инстербург. Циркульное паровозное депо

Одно из самых необычных зданий «старого Инстербурга», в которое может войти любой желающий.

Циркульное паровозное депо 1870-х годов — самый ценный инженерный памятник Черняховска

 (с — varandej) У Ильи же прочитала, что 

«Циркули» - это второе поколение депо после архаичных «паровозных сараев», осталось их очень мало. В «материковой» России есть огромные «циркули» Николаевской железной дороги конца 1840-х годов, но в ужасном состоянии и на грани сноса, да и здесь депо не в лучшем виде и занято автостоянкой.  

Не то, чтобы автостоянка, но что угодно. Дима говорит, что там была и автошкола, и стоянка. Когда  мы заходили туда летом 2011 года (черт, уже 10 лет прошло) там, кмк был автосервис.

Но зайти можно легко, видимо, уже привыкли к туристам. 

Самая большая ценность депо — купол Шведлера. 

Иоганн Вольфганг Шведлер был верховным инженером Пруссии, в Инстербурге под его началом был создан уникальный свод, который прозвали «Парящая сталь».

Год возведения депо под куполом определяется косвенно, по деталям: сплошные пруты-диагонали шведлеровского купола, без натяжных колец, заставляют датировать постройку до 1875 года. О том же говорят и составные, из уголков, профили его рёбер, и подпружные фермы внешнего нефа, и филенчатые цоколи чугунных колонн. Общий пролёт зала, превышающий 25 м, заставляет сдвинуть проект на не ранее 1870 года, а строительство на 1871—1873 годы.

Здание следует шнейдемюльскому прототипу, но с отклонениями. Так водокачки была постройка отдельной, без соединительного перехода, со службами в нижних этажах. К ней в ряд пристроена целая шеренга полутораэтажных домов железнодорожных служащих.
Позднейшей встройкой три отсека депо были выделены в особые двухэтажные мастерские, «дом в доме». Утратились вентиляционные трубы, отмечавшие каждое паровозное стойло: вероятно, это произошло при замене кровель, лёгких толевых по деревянной обшивке.

Отказ от поворотных кругов внутри здания объясняют габариты шедших на осмотр паровозов: под купол, в круг его 16 колонн, помещались лишь 15 машин с базовым расстоянием до 11,50 м, а таких к рубежу веков почти что и не оставалось. Локомотивы системы многих единиц не помещались даже в открытый двор радиального депо! До конца 1950х годов депо служило ремонту и промывке паровых кранов; с 1960х под куполом разместились автопредприятие и школа ДОСААФ. Проект InsterGod

Жаль только, что до этого архитектурного чуда никому нет дела :( Все комнатушки и конторки прячутся в радиусе депо, а крыша постепенно разрушается. Но! что самое прекрасное — гугл говорит нам, что сейчас там размещается автоцентр «Купол Шведлера». То есть  они как бы в курсе.

В Германии или там, где она раньше была, таких циркульных депо было шесть: два в Берлине, один в Инстербурге (теперь СССР Россия) и три в Польше — Пила (Шнайдемюль), Быдгощ (Бромберг), Тчев (Диршау).

Вид на купол с ж/д моста. В здании в центре кадра много лет проработал свёкр, это уже цеха станции «Черняховск»

По мосту можно пересечь железную дорогу. А можно и не пересечь. Как-то рандомно вход на него бывает закрыт. Видимо, граница то на замке, то ниочень.

Потому что с моста видна вся станция :)

Про вокзал я уже рассказывала, несколько лет назад.

Водонапорная станция рядом с депо, тоже конечно же немецкая

Вообще, район рядом со станцией (немецкие дома) сохранился очень неплохо. Тут же, на Железнодорожной улице, тянется целый ряд прекрасных кирпичных домов.

Каждый раз я снимаю эти проступившие через слои краски немецкие буквы

Вы думаете, это магазин или представительство всемирно известной европейской фирмы?

А вот фигу! У российских собственная гордость.

На самом деле немножко смешно. Интересно, что это за старая вывеска? Удалось нагуглить, что Bade Anstalten — фирма, уже 100 с лишним лет производящая средства для красоты и здоровья. И есть купальни с таким же названием — в Дании! Так что действительно, скорее всего было представительство.







А еще тут есть явно заложенные гаражные или конные (?) въезды и вообще много прекрасного.

По Черняховску можно бродить бесконечно! И это хорошо. А вообще, глядя на эти «картинки» я вдруг поняла, что конечно очень хотела бы увидеть Инстербург 80 лет назад. Я столько ходила по нему, фотографировала вперемешку немецкое и советское. Но вот увидеть настоящий живой город. С его трамваем, всеми кирхами, домами. Да, разрушено не много, и многое осталось, но.... 

«А все-таки с удивительными удобствами, хорошо живут немцы. Как у них все камень к камню, прилажено, обстругано, подчищено. Ширина и распланировка улиц, тротуары, которые свободно могли бы быть под стать нашим столицам, постройки; везде цветники, сады, скверы; перед особняками палисадники с изящными клумбами; все это производит, надо отдать справедливость, очень благоприятное впечатление. В саду лазарета около артиллерийских казарм, обращенного ныне в госпиталь Красного Креста, – все деревья с дощечками, на которых названия видов растений; видно, все это со старанием и любовью садили и за всем следили и ухаживали не менее, чем в специальном ботаническом саду» — так писал про Инстербург образца 1914 года русский офицер Петр Александрович Аккерман. Думаю, что мой дедушка в 45-м тоже бывший в Инстербурге, мог бы сказать то же самое.

#наулицезима 

***

Пост про вокзал Черняховска

promo glukovarenik january 17, 2034 20:14 23
Buy for 20 tokens
Москва - все посты: архитектура, метро, церкви, театры, рестораны - всё-всё-все! Часть 2 Жуковский - все посты Россия Астраханская область 2023 - 4-5 июня: Баскунчак, Астрахань Владимирская область 2023 - 22 июля Гороховец 2014 - 1 мая: Владимир, Боголюбово 2013 - 9 марта: Киржач,…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.