К слову сказать, не очень мне нравится стиль изложения, ибо слишком уж "популярные". Так хотел быть с народом, что в текст просочились "заблатованные военачальники" и т.д.? Понятно, что человек столько лет просидел по лагерям, но вот эти заблатованные, встречающиеся в тексте неоднократно, меня каждый раз очень вышибают из колеи.
Но я не об этом.
Сегодня как раз удачно и в тему начала главу, в которой дается развернутый ответ на вопрос, кто и зачем порезал колесо.
"Но еще страшнее, пожалуй, те изменения, которые, происходят внутри самой этнической системы в инерционной фазе. Ведь не надо забывать и о субпассионариях. А таковые всегда были. В фазе подъема они были совершенно не нужны и не ценились вовсе. Затем, во время акматической фазы, их использовали как пушечное мясо и ценили очень мало. А вот в инерционное, тихое время начинают возникать теории о том, что всякому человеку надо дать возможность жить, человека нельзя оставить, человеку надо помочь, надо его накормить, напоить, ну, а если он не умеет работать, что же - надо научить, а если он не хочет учиться, - ну что ж, значит плохо учим. Словом, самое главное - человек, все для человека. Поэтому в "мягкое" время цивилизации при общем материальном изобилии для всякого есть лишний кусок хлеба и женщина.
Представьте себе, как люди определенного субпассионарного склада используют такое учение, которое становится этическим императивом. Они говорят: "Мы на все согласны, только вы нас кормите и на водку давайте. Если мало дадите, то мы на троих скинемся". И им находят место, и они размножаются, потому что им больше делать нечего. Диссертаций-то они не пишут. К концу инерционной фазы этногенеза они образуют уже не скромную маленькую прослойку в общем числе членов этноса, а значительное большинство. И тогда они говорят свое слово: "Будь таким, как мы!", т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке - оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в военном деле - солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников.
Порядок, устанавливаемый в этой стадии, которую мы называем фазой обскурации - омрачения или затухания, - нельзя считать демократическим. Здесь господствуют, как и в предшествовавших фазах, консорции, только принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность"
Глава десятая. Когда надвигается тьма. Там вся глава хорошая, годная.
Но вот над этой таблицей я просто хохотала. Хотя надо бы плакать, да.
ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА (ЛЕГЕНДА) | ||
Фаза | Императивы | Перегибы |
Исходное сочетание этносов и ландшафтов регионов | Разнообразны | - |
- | "Надо исправить мир, ибо он плох" | Пусковой момент |
Подъем | "Будь тем, кем ты должен быть" | - |
- | "Не по-вашему, а по-моему" | Переход в акматическую фазу |
Акматическая (пассионарный перегрев) | "Будь самим собой" | - |
- | "Мы устали от великих" | Переход в фазу надлома |
Надлом | "Только не так, как было" | - |
- | "Дайте жить, гады" | Переход в инерционную фазу |
Инерционная | "Будь таким, как я" | - |
- | "Не будь ты моим благодетелем!" | Переход в фазу обскурации |
Обскурация | "Будь таким, как мы" | - |
- | "Да когда же это кончится"!" | Переход к гомеостазу |
Гомеостаз | "Будь самим собой доволен, тролль" | - |
"А ведь не все еще погибло!" | Переход к мемориальной фазе | |
Мемориальная | "Вспомним как было прекрасно" | - |
Вырождение | "А нам ничего не надо" | - |
Смело делаю вывод, что за 20 лет мы ускоренными темпами прошли от надлома до обскурации. А дальше тишина.........
Journal information