Category: армия

Музей гражданской обороны

в Бункере-703.

Была в этом уникальном музее в ноябре прошлого года, очень рада, что удалось попасть туда, благодаря приглашению сотрудников музея Бункер-703, Наташи pamsik и прекрасного московского сообщества moskva_lublu .

Но фотографий так много, и интересного тоже, что решила сделать еще один пост. В бункере столько всего, что там еще есть музей внутри музея

Эта комната и в советское время была спец.архивом, собственно, как и весь бункер.

promo glukovarenik january 17, 2024 20:14 17

Штурм Кенигсберга. Форт № 5

Кёнигсберг — один из многих европейских городов, которые были основаны как замки, военные укрепления. Благодаря уникальному географическому положению, в отличие от остальных, он так и оставался городом-крепостью вплоть до 1945 года и конца последней (будем надеяться) Мировой войны.

В военной науке Кёнигсберг считался «двойным тет-де-понтом», что означает «береговая крепость на обеих сторонах реки». Начиная с основания замка в 1255 году город развивал и наращивал свою оборонительную структуру. Крепость, потом стены замка, затем городские стены и оборонительные валы, за ними городские ворота, форты.

В результате в начале ХХ века центр города был окружен несколькими поясами защиты.  Перед началом II Мировой войны Кёнигсберг окружали 3 оборонительные линии.

1-я линия - 15 фортов, соединенных линией ДОТов, ДЗОТов, траншей. Гарнизоны фортов были способны организовать сплошную линию огня вокруг города.

2-я оборонительная линия - общественные здания на окраинах Кёнигсберга, из камня и железобетона, приспособленные для ведения огня.

3-я линия - весь центр города. Бастионы (9 огромных сооружений), равелины, башни. "... были предусмотрены мощные форты, разветвленные подземные коммуникации. Были построены валы, рвы, каналы. Крепость защищали свыше 130 000 военных. Внутри находилось примерно 4 000 орудий, сотни танков. Приблизительно 200 немецких самолетов осуществляли воздушное прикрытие...."

Башня Врангеля, Кенигсберг/Калининград

Врангель — довольно распространенная немецкая фамилия. Один из Врангелей, Фридрих Генрих Эрнст, родившийся в семье помещика, пошел по военной линии, был зачислен в прусскую армию в 12 лет и в итоге стал славнейшим и храбрейшим военачальником.

Неудивительно, что одну из четырех башен нового оборонительного пояса Кёнигсберга, появившегося в середине XIX века, назвали в его честь. Очень красивая (как и все сооружения пояса) башня, тем не менее, имела вполне конкретную защитную функцию. Защищала она Обертайх (Верхнее озеро).

Линия Маннергейма. 13-14 июня 2009 года

Поездка на линию Маннергейма и была нашей главной целью в июне 2009 года.

Дима с Лаксом выехали из Москвы утром 12 июня и уже в середине дня были в Питере. Встретились с нами, гуляли пили всю ночь, а утром начали выезжать в сторону Карельского перешейка.

Ехали большой компанией, на два дня на природу, так что закупали продукты с утра и вот это все. Поскольку все питерцы уехали на ту же природу сутки назад, то шоссе на Выборг было почти пустым и мы доехали, куда нам было надо, довольно быстро.

На Википедии про ЛМ выложена большая статья, там можно прочитать все более подробно. Когда мы готовились к отпуску в 2009-м году, то смотрели информацию на сайте Баира Иринчеева (сейчас он почему-то пустой, но «техническую информацую» мы все-таки оттуда вытащили. Поскольку в 2009 году я списывалась с Баиром и он мне разрешил пользоваться информацией, то мне кажется, что и сейчас можно). Там мы прочитали, что наибольшая концентрация более-менее сохранившегося и уцелевшего - это два бывших укрепрайона - Сумма-Хотинен и Суммаярви-Ляхде.

Сумма-Хотинен прикрывает Средневыборжское шоссе, и расположен между озером Суммаярви (озеро Желанное) и рекой Суммайоки (река Камышевка). Поскольку местность в этом районе проходима для танков, а Средневыборжское шоссе - кратчайший путь к Выборгу, в этом районе было расположено порядка 17 ДОТов разных лет постройки. У самого шоссе расположены ДОТы Sk5 и Sk6 и остатки убежищ Sk15 и Sk14. В примерно 1 километре западнее шоссе расположен мощный ДОТ Sk2 (ДОТ № 45)

Озеро Глубокое (Ленинградской области). Собственно, на карте Яндекса напротив него, через Выборжское шоссе обозначены доты линии Маннергейма.

Линия Маннергейма (фин. Mannerheim-linja) — комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132—135 км длиной, созданный в 1920—1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. Эта линия стала местом наиболее значительных боёв в «Зимнюю войну» 1940 года и получила большую известность в международной прессе. Между Выборгом и границей с СССР были спланированы три линии обороны. Ближайшая к границе называлась «главная», затем шла «промежуточная», вблизи Выборга «задняя». Самый мощный узел главной линии располагался в районе Суммакюля, месте наибольшей угрозы прорыва. Во время Зимней войны финская и за ней западная пресса называла комплекс главной оборонительной линии по имени главнокомандующего маршала Карла Маннергейма, по приказу которого разрабатывались планы обороны Карельского перешейка ещё в 1918 году. По его же инициативе были созданы наиболее крупные сооружения комплекса обороны.

То есть Маннергейм, служивший в российской армии, уже в 1918 году знал, что Россия обязательно нападет на Финляндию! И 20 лет готовился к войне.

Советский мемориал в Тиргартен-парке

Всего в 500-ах метрах от Рейхстага, где заседает немецкий Бундестаг, уже 73 года стоят 2 советских танка Т-34 и 8-метровая статуя советского солдата.

Киль-Клайпеда. Что можно увидеть с борта парома?

Вторая часть рассказа про паром DFDS — что можно увидеть, если все-таки оторваться от бара и ресторана.

Первая часть почему-то прошла незамеченной, хотя странно — на предыдущие посты про паромы реакция была. Видимо, спать сидя, никто не собирается :))

Как вышли на верхнюю палубу сразу после посадки, так и тусовались там почти все время до ночи, и потом утром.

Гросс-Егерсдорфское сражение. Поле русской славы

Александр Евстафиевич Коцебу

261 год назад в центре Восточной Пруссии, недалеко от деревеньки Гросс-Егерсдорф (нем. Schlacht bei Groß-Jägersdorf) состоялось первое для русской армии сражение в Семилетней войне.

19 (30 августа по новому стилю) 1757 года в чистом поле сошлись две европейские армии. Прусская под командованием фельдмаршала Левальда насчитывала 28 тысяч солдат, российская 55 тысяч, командовал ею фельдмаршал С. Ф. Апраксин.

Collapse )

Мы все когда-то проходили это в школе, конечно же. Но так... Какой там Апраксин в 8-м или 9-м классе, какой-то неведомый, космически далекий Гросс-Егерсдорф. А тут, в Калининградской области оно все внезапно оживает и оказывается совсем рядом, по дороге в зоопарк, например 0_0

Совсем рядом с трассой Калининиград-Черняховск в поселке Междуречье (бывший Норкитен) в 1957 году (200-ая годовщина битвы) был установлен первый памятник

Мемориальный кабинет-музей Г.К. Жукова

Вторая локация необычного спектакля Победа.doc, на котором я побывала в Театре Российской Армии по приглашению любимого культурного сообщества московских блогеров moskva_lublu

То есть начали-то мы в театре, а потом поехали на автобусе на Знаменку, 19, в здание Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

Бронепоезд "Москвич"

«Москвич» — бронепоезд, собранный в подмосковном поселке Стаханово в 41-м и дошедший в 45-м году до далекого немецкого Кёнигсберга (я не специально, узнала об этом только сейчас, когда искала хоть что-то в интернете)

Передача бронепоезда в действующую армию. Фото из Жуковского музея истории покорения неба.

Вспомнила я про него, когда увидела в музее соседнего Раменского большую модель бронепоезда

Но забыть про него, в общем-то, сложновато, т.к. памятник броненосцу «Москвич» стоит в самом центре Жуковского, чуть в стороне от «самого главного памятника в городе» — Николаю Егоровичу Жуковскому.

Казарма Кронпринц

Оборонительная казарма «Кронпринц» - часть второго оборонительного пояса Кёнигсберга.

Схема укреплений Второго вального оборонительного обвода (XIX век)

Строительство этого грандиозного «общежития», а на самом деле практически неприступного по тем временам бастиона, началось 15 октября 1843 года и шло 6 лет, закончилось только в 1849 году. Архитекторами «Кронпринц» выступала Техническая строительная депутация в Берлине, строительство велось по проекту Эрнста Людвига фон Астера.